Gazeta.ru: Онлайн-интервью с постпредом Евросоюза в Москве Фернандо Валенсуэлой

В редакции «Газеты.Ru» завершилось онлайн-интервью с постоянным представителем Европейского союза в России Фернандо Валенсуэлой.

Здравствуйте, господин посол! // "Газета.Ru"

Добрый день.

Господин посол, вы уже три года в Москве. Скажите, как, на ваш взгляд, за все эти три года изменилось российское общество, чувствуете ли вы ветер перемен? // "Газета.Ru"

Любое современное общество находится в постоянных изменениях, постоянном развитии. Да, я работаю здесь уже три года, это достаточное время для того, чтобы обратить внимание на определенные изменения, на перемены, которые произошли в российском обществе. Российское общество стало более развитым, опять же в силу того, что теперь люди живут в более сложной экономической ситуации и при этом есть ситуация стабильности в стране. Мы видим, что появляется в российском обществе новый класс, новые люди, у которых уже какие-то свои новые интересы и новые задачи.

В связи с тем, что у России новый-старый президент, изменятся ли как-то отношения России и Евросоюза и есть ли принципиальная разница между внешней политикой Дмитрия Медведева и Владимира Путина? // "Газета.Ru"

Отвечу кратко: я не думаю, что нужно ждать каких-то серьезных или важных перемен в наших отношениях. Вы сказали о внешней политике, внешнеполитический курс всегда отличается стабильностью, если мы говорим о государствах в целом. И в силу того, что всегда у любой страны, у любого государства есть свои достаточно устойчивые интересы, которые это государство осуществляет, и долгосрочные задачи и цели. Если же говорить об отношениях между Европейским союзом и Россией, то чисто объективно мы являемся не только соседями, мы еще обречены быть партнерами. Естественно, наш взаимный интерес -- быть хорошими партнерами друг другу.

Как вы относитесь к тому, что свой первый визит Путин совершает не в Европу, а в СНГ? Это симптоматично? // Марина

Я думаю, что президент Путин совершенно свободен выбирать и определять страну своего первого визита, и здесь нет никаких комментариев.

Видит ли господин посол в этом некий определяющий фактор внешней политики России на ближайшие четыре года? // "Газета.Ru"

Как я уже сказал, не думаю, что нужно искать здесь какие-то подводные течения. Я думаю, что это дело выбора. Все знают, что Евразийский союз является одним из серьезных приоритетов в повестке дня президента Путина. И поэтому логично, если его первый визит будет нанесен в Белоруссию или, предположим, в Казахстан. И здесь, говоря о Белоруссии, я имел в виду также и нашу совершенно определенную позицию в отношении Белоруссии, которой мы придерживаемся.

Здравствуйте! Нравится ли вам идея Путина о создании Евразийского союза? // Саша, Петербург

Как мы можем быть против, если мы сами союз. Это было бы удивительно. Безусловно, мы не держим никакой монополии относительно интеграционных процессов. И мы только рады приветствовать их. Мы надеемся, что Евразийский союз будет создаваться и развиваться позитивно и успешно. Одновременно с этим у нас, безусловно, есть и определенные озабоченности в силу того, не будет ли развитие Евразийского союза влиять на другие отношения с другими партнерами, с другими странами, в том числе и с Европейским союзом. И здесь могу привести просто конкретный пример, что, например, после создания Таможенного союза в результате принятых решений Казахстан, например, поднял свои внешние тарифы, что отрицательно сказалось на торговле Европейского союза. Что же касается в целом, то, безусловно, мы желаем такому интеграционному процессу всяческих успехов.

А тарифы по ввозу и вывозу товаров -- это единственный пример негативного последствия для Евросоюза или еще какие-то другие примеры есть? // "Газета.Ru"

В настоящий момент, наверное, это самый четкий пример. То есть еще какие-то процессы -- мы смотрим, как они развиваются. Но вот здесь мы можем совершенно очевидно сказать, что вот это оказало негативное влияние.

Какие приоритеты у российско-европейских отношений? Есть ли спорные вопросы, которые никак не удается решить? // Василий Александрович

Что касается неразрешенных остающихся проблем, безусловно, они всегда есть, когда речь идет о тесных интенсивных отношениях между двумя партнерами. У нас есть и те области, где сотрудничество осуществляется очень успешно. Есть же отрасли, где естественно возникают проблемы. И здесь важно просто иметь определенные механизмы и инструменты, которые бы позволяли разрешать эти проблемы. 

Я думаю, что за последние два-три года мы достигли очевидного прогресса здесь, решая те или иные вопросы. Приведу конкретный пример с энергетическим кризисом, который случился несколько лет назад. И после этого мы осуществили определенные совместные шаги, как, например, введение механизма раннего предупреждения. Постоянно работают рабочие группы. Есть четкая повестка план работы до 2050 года.

Избиение в тюрьме Юлии Тимошенко привело к фактической изоляции Украины и срыву соглашения об ассоциации Украины и ЕС. Почему ЕС не реагирует на избиение и убийство людей в российских тюрьмах? Все уже забыли о деле Магнитского? // Игорь

Прежде всего, отвечая на этот вопрос, я бы хотел сказать, что давайте мы будем воздерживаться от таких очень легких сравнений. Что касается "дела Магнитского", оно совсем не забыто. Это вопрос, который является постоянным, который постоянно поднимается нами. И мы надеемся, что в результате следствие прояснит это дело и будут достигнуты нужные результаты. И что касается этого вопроса, то на этапных слушаниях в Государственной думе по правам человека, как вы знаете, я также поднимал этот вопрос, затрагивал эту тему.

Уважаемый господин посол! Не могли бы вы разъяснить позицию Евросоюза по отношению к государствам Прибалтики -- Латвии, Литве, Эстонии. Считает ли Евросоюз нормальным проживание, например, в Латвии сотен тысяч людей, не обладающих гражданскими правами и находящимися на положении людей второго сорта? Почему Евросоюз не реагируют на проявление нацизма в этих странах: героизацию эсэсовцев, повинных в массовом уничтожении евреев в годы 2-й Мировой войны; проведению парадов бывших эсэсовцев, убивавших мирное население этих стран в период их фашистской оккупации, установление памятников нацистским преступникам; нерасследование уголовных дел, связанных с преступлением союзников нацистов из числа местных жителей? Зарание благодарен вам за ответ. Левитас Игорь. // Igor

Отвечая на этот вопрос, позвольте мне привести цитату из Марка Твена, что слухи о моей смерти сильно преувеличены. Он написал это в ответ на публикацию в газетах сообщения о его смерти и некролога. Я думаю, что те заявления, которые озвучены вашим читателем, они непропорциональны реальной ситуации. Конечно, проблемы есть. Но я бы не сказал, что это проблемы, которые типичны только для этих трех стран. Проблемы есть в любой стране. Что касается и ксенофобии, и фашизма, и национализма. 

 

И надо отметить, что руководители вот этих трех балтийских государств совершенно четко и ясно осудили те события, которые происходили на территории этих стран. Но одновременно с этим был вопрос о том, как вы относитесь к этим странам. Это страны Европейского союза. Мы Европейский союз. Это наша часть. И что касается нарушений прав человека, то Европейский союз имеет определенные механизмы, для того чтобы правильно и вовремя и мониторить ситуацию, и реагировать на нарушения прав человека, которые случаются и в Европы. В силу этого создано специальное Агентство основных свобод, которое расположено в Вене. И это агентство именно и является тем механизмом для разрешения проблем такого рода. 

 

Что касается жителей прибалтийских стран, которые не являются гражданами этих стран. На самом деле получение гражданства совершенно открыто. И получить гражданство достаточно легко, нет никаких запретов. Необходимо, безусловно, соответствовать определенным требованиям, которые сформулированы государством. Безусловно, проблемы есть. И они связаны с историей этих стран. Но надо сказать, что ситуация все равно постоянно улучшается. И Европейский союз, и Совет Европы, и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) -- все они подтверждают значительное улучшение ситуации в этой области. 

 

Хотел бы добавить несколько слов, что, говоря о таких проблемах, очень часто все-таки надо понимать, где эти проблемы связаны с политическим подходом, а где мы говорим о нарушении прав человека. Например, если мы возьмем проблему русскоязычного населения и обучения на русском языке, то, например, в начальных школах это всегда двуязычные школы. В то же время для получения среднего образования на русском языке есть всего 89 школ. Но при этом здесь трудно сказать, это много или мало, есть потребность больше или нет.

Господин посол, уже было объявлено, что Россия отменит въездные визы для европейцев на время проведения Олимпиады в Сочи в 2014 году, как вы считаете, такая отмена виз может стать постоянным? // Владимир

Краткий ответ -- не знаю. На самом деле, обе стороны взяли на себя обязательство ввести безвизовый режим. И для этого необходимо провести определенные работы. Прежде всего стороны договорились определить вопросы, направления, по которым необходимо вести работу в направлении достижения соглашения об отмене виз. И в этой связи в декабре 2011 года на саммите ЕС -- Россия стороны согласовали список шагов, мероприятий, которые необходимо реализовать для того, чтобы начать переговоры по этому соглашению. То есть мы работаем сейчас по этому плану. Как быстро пойдет работа -- трудно сказать. Все зависит от того, какие усилия и какие успехи будут достигнуты во многих направлениях. Но просто так сказать четко: вот именно в такие сроки -- это совершенно нереально. Я думаю, что сейчас самое главное -- это просто действительно сосредоточенно работать над этим вопросом.

Господин посол, не пора ли всем странам Евросоюза отказаться от практики раздельных подходов к выдаче шенгенских виз – почему Франция может позволить себе, приняв документы в понедельник, уже в четверг оповестить эсэмэской о том, что документы готовы, а Германия требует личного собеседования, на которое приходится записываться за месяц? // Анна

Я бы сказал, что на самом деле визовые документы всеми посольствами обрабатываются одинаково. Может быть, есть некие разночтения. Все абсолютно страны -- члены Шенгена работают на основании так называемого визового кодекса и требований. Мы стараемся, чтобы был создан единый список необходимых документов, которые выдаются при запросе на визу. 

 

Но в то же время хочу отметить, что это компетенция каждой отдельной страны Европейского союза -- применять требования, применять правила так, как они считают наилучшим для себя образом. Есть и некоторые ограничения, которые, может быть, замедляют работу и делают процесс обработки документов достаточно длинным. Здесь еще многое зависит от доступных бюджетных средств, выделяемых на эту работу. Потому что, например, есть достаточно богатые страны, которые имеют возможность открыть свои визовые сервисные центры в разных городах России, и поэтому там обработка идет быстрее. Некоторые страны не могут себе этого позволить, и поэтому документы, естественно, обрабатываются дольше. Но как бы основа заключается в том, что все равно страны Шенгена рассматривают визовые документы, основываясь на одних и тех же критериях.

Тут все говорят, что нужно облегчать, если не отменять, визовый режим с Евросоюзом. Расскажите, с какими сложностями сталкиваются европейцы, которые хотят приехать к нам? // Кириллов Игорь

Я думаю, что на самом деле и ЕС, и Россия налагают одни и те же более или менее требования в отношении предъявителей на визу. То есть я думаю, что в целом наши требования очень похожи. И у нас при рассмотрении заявлений на визу консульские отделы следуют одним и тем же приблизительно правилам, преследуют одни и те же цели. То есть узнать, действительно ли человек, который едет в ЕС, с какой целью он туда едет, собирается ли возвращаться, есть ли у него медицинская страховка и так далее.

3--4 июня будет очередной саммит Россия -- ЕС в Петербурге. Правильно ли я понимаю, что вопрос о визах будет одним из основных? И какие еще вопросы и проблемы планируется обсудить? // "Газета.Ru"

Перед нашими руководителями обширнейшая повестка работы. Наверное, ее можно разделить на несколько блоков. Лидеры будут обсуждать как глобальные вопросы, ситуацию в мировой экономике, например. Также будет, безусловно, обсуждаться ситуация внутренняя как в Европейском cоюзе, так и в Российской Федерации, последние события, двусторонние вопросы. Будут затрагиваться и вопросы, относящиеся к международной ситуации, к ситуации в мире. 

 

Что касается двусторонних отношений и соответствующих вопросов, безусловно, визовый вопрос будет среди них. Но наряду и с другими важными вопросами и задачами, которые перед ними стоят, подчеркну только два достаточно крупных. Это продолжение работы в рамках инициативы совместной "Партнерство для модернизации". 

 

И второй, на самом деле основополагающий, очень важный для нас вопрос -- это будущее новое соглашение. Как вы знаете, то соглашение, которое существует сейчас между европейским сообществом и Российской Федерацией, оно уже устарело. И мы работаем над новым соглашением, мы ведем переговоры. К сожалению, эти переговоры в последнее время идут не слишком активно. Я думаю, что процесс шел достаточно медленно, потому что это новое соглашение по торгово-экономическим вопросам очень сильно было зависимо, наверное, со вступлением или невступлением России во Всемирную торговую организацию. Мы помним, у России были некоторые сомнения, вступать или не вступать. Именно поэтому не было большого прогресса и в наших переговорах по новому соглашению. Но сейчас, когда ВТО -- это уже, можно сказать, российская реальность и, наверное, через месяц, может быть, чуть больше Россия станет полноправным членом ВТО, я думаю, что уже сейчас это тот самый правильный момент, правильное время, когда мы можем ускорить и процесс наших переговоров. 

 

Мы хотим, чтобы новое соглашение было комплексным, всеобъемлющим, которое будет включить и научно-техническое сотрудничество, и сотрудничество в области энергетики. Но, безусловно, экономическая часть соглашения должна представлять собой тоже некую такую основу, одну из основ этого соглашения. И сейчас уже мы можем опираться на принципы ВТО.

Уважаемый посол, как вы относитесь к изменениям закона о митингах? Если кого-то приговорят к этим огромным штрафам, можно ли решение суда оспорить в Европейском суде по правам человека? // Максим

Прежде всего я хотел бы сказать, что все-таки в настоящий момент это пока только проект закона, не то что закон окончательно принят. Давайте мы все-таки подождем, каковы будут результаты слушаний в Государственной думе. На самом деле когда я принимал участия в слушаниях в Государственной думе по правам человека, то я выразил озабоченность тем, что если мы говорим об уровне штрафов и других мерах, то такие штрафы могут таким образом послужить неким ограничением права на демонстрации, права на свободу выражения. И мы надеемся, что все-таки в конечном итоге Дума примет закон, который будет более сбалансирован, более уравновешенным в этом отношении. Потому что свобода демонстраций является одной из основных свобод человека. 

 

Если мы говорим о Европейском суде по правам человека, как вы знаете, он действует в рамках Совета Европы. И россияне, конечно, могут подавать апелляции в этот суд, так как Россия является членом Совета Европы. Есть, безусловно, некие условия, которые необходимо выполнить до того, как вы подаете такую апелляцию. Вы должны доказать, что все возможные средства внутри собственной страны, судебные институты, как бы все это было использовано и не принесло никакого результата. Именно тогда уже можно подавать, насколько я понимаю, апелляцию в Европейский суд. Но, может быть, есть и какие-то другие тонкости, потому что я не юрист и не могу сказать точно. Но я надеюсь, что в результате все-таки будет принят такой взвешенный закон.

Господин Валенсуэла, вы поднимаете со своими российскими коллегами тему узаконенной гомофобской политики, растущей нетерпимости по отношению к ЛГБТ, клерикализации и всеобщей архаизации и сознательного оболванивания в России? // Василий

Безусловно, в отношении этого закона Европейский союз выражал свою обеспокоенность, еще даже когда закон был только в процессе принятия. Была выражена обеспокоенность с нашей стороны. И затем мы поднимали этот вопрос в Санкт-Петербурге и после этого в Москве. Мы считаем, что этот закон идет вразрез с обязательствами Российской Федерации как страны Европейской конвенции по правам человека.

Российскую оппозицию обвиняют в том, что они встречаются с послом США Макфолом. У вас таких проблем нет? Вы встречались с российской оппозицией? // маша

Вы знаете, я бы, наверное, больше понял обеспокоенность тем, что между российской оппозицией, российскими властями и иностранными государствами, международными организациями нет никаких контактов. Все-таки мы живем в XXI веке, мы живем во взаимозависимом мире, и было бы странно, если бы люди были закрыты, изолированы только внутри своей страны, не имея никаких контактов, никаких связей с миром. Я встречаюсь с как можно большим количеством россиян. И при этом, вы знаете, я их не спрашиваю об их политических предпочтениях.

Уважаемый господин Валенсуэла, скажите, пожалуйста, как вы оцениваете все, что происходит вокруг противоракетной обороны. Почему не сработала идея нового договора о европейской безопасности, который предлагал Медведев? // Ирина

Вы знаете, что касается противоракетной обороны, это та область, в которой я не специалист, это не является областью, где есть интересы Европейского cоюза как структуры, скажем так. И что касается договора о европейской безопасности, предложенного президентом Медведевым, то я считаю, что сама идея внесла очень положительный вклад в саму дискуссию о европейской безопасности. В то время как заключение такого нового договора в настоящий момент не стоит на повестке дня, как не стояла, когда идея была выражена. Но в любом случае само предложение было очень положительным, очень позитивным вкладом в дискуссию.

Добрый день! Г-н Валенсуэла, расскажите, пожалуйста, обсуждается ли участие России в финансовой поддержке еврозоны за исключением механизмов МВФ? Спасибо! // Ольга

Мы не ставим жестко этот вопрос.

По-моему, два года назад Путин выступал в Германии, я не вспомню где, в каком городе. И там он сказал, что в каком-то далеком будущем, может, не очень далеком, между Европой и Россией будет общая валюта. Учитывая кризис в зоне евро, это что-то сейчас из области фантастики? // "Газета.Ru"

Отвечая на этот вопрос, хочу сказать, что, конечно, у великих лидеров большое видение. Но это вопрос не сегодняшнего дня, это вопрос завтрашнего дня. Я бы в этой связи упомянул бы еще одну идею, которая была высказана президентом Путиным во время его выступления, это было в Берлине. Он говорил о едином общем рынке от Лиссабона до Владивостока. И притом, что это тоже очень широкий взгляд на Европу, но я думаю, что этот взгляд, это видение гораздо актуальней даже сейчас для нас. И в этой связи то, что я говорил о новом соглашении, это новое соглашение между ЕС и Российской Федерацией может послужить тем самым шагом в этом направлении создания такого единого рынка.

Здравствуйте. Расскажите про результаты обысков в дочерних компаниях "Газпрома" в Европе? Заранее спасибо! // Александр

Я бы не назвал это вот такими обысками. Я бы сказал, что это были проверки, которые были направлены прежде всего на уточнение, выполняются ли условия конкуренции. И насколько я знаю, результатов пока нет. Но хочу заверить вас, что такие проверки по соблюдению антиконкурентного законодательства являются совершенно обычной практикой в странах Европы. Потому что Европейский союз очень внимательно следит за тем, чтобы не было никаких конкурентных искажений на рынке. Могу вас заверить, что это была не первая проверка и не последняя.

Можно уточнить по конкуренции? Это же речь идет о третьем энергетическом пакете. В связи с этим пересматривает ли Евросоюз свои условия работы с "Газпромом"? // "Газета.Ru"

Новое законодательство, третий энергетический пакет был разработан для абсолютно всех компаний с целью повышения конкуренции и для того, чтобы положить конец монополистской практике тех или иных компаний. И, безусловно, так как это относится абсолютно ко всем компаниям, включая и иностранные компании, работающие на рынке ЕС, то все, в том числе "Газпром", должны будут соответствовать новым правилам. Одновременно с этим я хотел бы сказать, что кроме работы по адаптации к этим новым требованиям "Газпром" уже получает определенную выгоду от применения этого третьего энергетического пакета, а именно свободный доступ на энергетические рынки Европейского союза.

Здравствуйте! Господин Валенсуэла, как вы считаете, исключение крупнейших энергокомпаний из приватизации, в которой могли участвовать и европейские инвесторы, меняет их отношение к инвестклимату России и самостоятельности нового кабинета министров? // Егор

Ответ мой будет - не знаю. Инвесторы, конечно, сами будут решать. Они наверняка проведут четкий анализ, каков их интерес, насколько безопасны будут эти инвестиции, каковы перспективы и выгоды в результате этих инвестиций. И уже в результате этого анализа министры принимают частное закрытое решение. Но мы в Европейском союзе считаем, что, говоря об иностранных инвестициях, Россия, безусловно, серьезно нуждается в этих иностранных инвестициях. И не только с точки зрения финансового потока. Но и с точки зрения, что эти инвестиции приносят с собой новые технологии, инновационные идеи, ноу-хау. И ограничение притока иностранных инвестиций - это всегда негативный фактор.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?