Gazeta.ru: В России запретили фильм победителя кинофестиваля в Роттердаме

Минкультуры не выдало прокатного удостоверения фильму Майи Милош «Клип»: утверждается, что он противоречит нормам закона, защищающего детей от вредной информации.

Министерство культуры РФ отказалось выдавать прокатное удостоверение фильму сербского режиссера Майи Милош «Клип» из-за наличия в картине нецензурной брани, сцен, где употребляются наркотики и алкоголь, и материалов «порнографического характера».

«Несмотря на то что титры фильма содержат указание на совершеннолетие актеров, по сюжету фильма, действие которого происходит в школе, в этих сценах участвуют подростки, не достигшие совершеннолетнего возраста.

Это противоречит нормам, установленным Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», – приводит РИА «Новости» аргументы департамента кинематографии и модернизационных программ Минкультуры.

В своем дебютном фильме Милош рассказывает историю девочки-подростка из сербской провинции: она живет в постоянном конфликте, экспериментирует с сексом и наркотиками. Премьера ленты состоялась в январе 2012 года на международном кинофестивале в Роттердаме; «Клип» получил первую премию (Tiger Award) и приз сообщества голландских киножурналистов (KNF Award).

«Фильм-победитель – смелый и ошеломительный дебют, показавший потерянное сербское послевоенное поколение», – отметило жюри KNF Award. Жюри основного конкурса назвали фильм Милош «честным и разоблачающим».

В июне фильм был показан на Московском кинофестивале. Для российского проката «Клип» приобрела компания «Кино без границ». О том, что картине не было выдано прокатное удостоверение, в своем twitter написалпрезидент компании Сэм Клебанов: «Релиз «Клипа», объявленный на 30 августа, переносится на неопределенный срок. Но надеюсь, не отменяется совсем». Он также сообщил, что в Минкультуры «увольняют и прямо сейчас выгоняют из кабинетов чиновников, годами занимавшихся прокатными удостоверениями». По словам продюсера, представители его компании, посетившие Минкульт, были свидетелями тому, как сотрудники отдела «пакуют вещи». Получить официальное подтверждение этой информации у представителей Минкульта оперативно не удалось.«Полный тинейджерского угара и эротического – на грани с порнографией – накала дебют Майи Милош не только скрупулезно достоверен в деталях, но и неглуп. Это и высказывание о природе нового цифрового медиума, и хроника распада человеческих отношений, и, наконец, история кроваво вызревающей любви», – писала о фильме «Газета.Ru», рассказывая о победителях «Роттердама-2012».

«Откровенные сцены давно стали неотъемлемой частью современного авторского кино, - рассказал Клебанов Газете.Ru, - в данном фильме они абсолютно оправданы художественным замыслом произведения. А тот факт, что фильм был признан и награжден одним из самых известных мировых кинофестивалей, свидетельствует, что представители экспертного сообщества рассматривают фильм как произведение искусства, а не порнографическую поделку. К тому же в откровенных сценах использовались актеры дублеры, а реальные половые органы были заменены на муляжи».

«В письме сказано, что решение вынесено на основе закона о защите детей от вредной информации. У нас есть текст этого закона, он предусматривает только ограничения по возрасту»

Он добавил, что, по его информации, решение принимал лично Иван Демидов – заместитель министра культуры, курирующий вопросы кино.

По крайней мере, подпись чиновника стоит под официальным письмом с отказов.

Клебанов сообщил, что в компании ждут официального письма из министерства и «будут пытаться опротестовать решение всеми доступными способами». По словам руководителя «Кино без границ», в Минкульте представителям его компании неофициально сообщили, что причиной такого решения во многом стал тот факт, что кинотеатры не соблюдают установленные законом возрастные ограничения. «Может быть, тогда стоит следить за кинотеатрами, а не прокатчиками? - задается вопросом Клебанов.

«С 1 сентября на всех афишах, печатных материалах и перед показом фильмов с ограничением по возрасту это ограничение должно обозначаться – и мы готовы были соблюдать этот закон», - заявил собеседник Газеты.Ru.

Сэм Клебанов добавил, что до сих пор политика Минкульта в отношении выдачи прокатных удостоверений была, по его мнению, весьма либеральной. «Фильм «Клип» - первая ласточка в новой культурной политике Министерства культуры, которое заявило, что православная церковь является ее главной союзницей. Странно было видеть эту формулировку», - заявил Клебанов в интервью телеканалу «Дождь».

В настоящее время основания для отказа в выдаче прокатного удостоверения изложены только в пункте 15 «Административного регламента Минкультуры по выдаче удостоверений национального фильма».

В частности, там сказано, что картине может быть отказано в выдаче удостоверения, если в ней имеются сцены, пропагандирующие «порнографию, культ насилия и жестокости».

Кроме того, в этом году Министерством культуры разработан проект административного регламента по выдаче прокатных удостоверений, в который практически без изменений вошли положения действующего документа.

Любопытно, что проблем с получением прокатных удостоверений у дистрибьюторов до последнего времени практически не было – любой фильм, владельцы прав на который собрали необходимый пакет документов, попадал в курируемый Министерством культуры Государственный регистр фильмов. В российских кинотеатрах без проблем прошел полные откровенных сцен фильмы «Ангелы-истребители» Жана-Клода Бриссо, «Девять песен» Майкла Уинтерботтома, арт-порно-альманах «Запрещено к показу», содержащие порнографические сцены фильмы Брюно Дюмона и Катрин Брейя, «Клуб Shortbus» Джона Кемерона Митчелла и содержащий сцены жестокости и насилия «Антихрист» Ларса фон Триера.

Едва ли не впервые этот регистр попал в скандальную ситуацию два года назад: блогеры нашли в нем картины с неприличными названиями, в том числе и работы питерского производителя откровенных фильмов Сергея Прянишникова.

Ведомство на некоторое время закрыло поиск по регистру, затем в Генпрокуратуру обратился сопредседатель движения «Народный собор» Олег Кассин – и в результате около полутора сотен фильмов лишились ранее выданных прокатных удостоверений. Последовали суды (свою правоту пытался доказать, например, тот же Прянишников), которые министерство выиграло. Всего же в регистре, по словам экс-министра культуры Александра Авдеева, десять тысяч подобных спорных фильмов, некоторые из которых были добавлены еще в 1993 году.

Иначе было с документальной лентой немецкого режиссера Кирилла Туши «Ходорковский»: её премьера была перенесена с сентября на 1 декабря из-за затянувшегося процесса получения прокатного удостоверения.

Удостоверение картина в итоге получила, но прокат «Ходорковского» оказался весьма трудным: кинотеатры отказывались показывать фильм.

Кроме того, в начале этого года были отозваны прокатные удостоверения у приобретенных видеоиздательством «Ланселот» пяти документальных фильмов, среди которых лента 2002 года «Покушение на Россию» по книге Александра Литвиненко и Юрия Фельштинского «ФСБ взрывает Россию». Причем сначала удостоверения Минкультуры выдало – на основании согласия правообладателей («Покушение на Россию» даже успели показать в нескольких московских клубах), а их отзыв произошел из-за отсутствия прямых договоров прокатчика со студиями-производителями.

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?