Gazeta.ru: Завершились русские торги в Лондоне

В Лондоне прошла осенняя неделя русских торгов четырех аукционных домов: первое место досталось Sotheby's, который продал работу Серова и «Портрет Мейерхольда» Анненкова, а Christie's удалось установить рекорд на работы Кустодиева с помощью «Извозчика».

Однозначным лидером недели оказался аукционный дом Sotheby's, выручивший более 20 млн фунтов стерлингов, на втором месте — Christie's с 15 млн фунтов, на третьем – MacDougall's с 7 млн фунтов, и на последней, четвертой, позиции — Bonham's с 1,79 млн фунтов. Расстановка сил традиционная и полностью соответствует первоначальным ожиданиям — Sotheby's и Christie's из года в год борются между собой за звание победителя, в то время как специализирующийся на русском искусстве лондонский MacDougall's, основанный лишь в 2004 году, с каждым сезоном создает им все более серьезную конкуренцию. Небольшой по сравнению со своими братьями по цеху русский отдел Bonham's обычно не стремится оказаться даже в тройке по объему продаж, однако то и дело удивляет интересными лотами или же новыми рекордами.

На русской неделе этого сезона было продано пять «миллионников» — топ-лотов, за которые покупатели заплатили более миллиона фунтов.

В этом году вторая половина ноября в Лондоне вообще проходит под знаком русского искусства. На прошлой неделе в галерее Саатчи открылись сразу две широкомасштабные выставки советского и постсоветского искусства.

Уже после окончания русских торгов на Sotheby's за 1,3 млн фунтов (почти $2 млн) был продан архив Андрея Тарковского, принадлежащий киноведу Ольге Сурковой, — его купил представитель Ивановской области для дома-музея режиссера в Юрьевце, предложив большую цену, чем датский режиссер Ларс фон Триер. В четверг, 29 ноября, Christie's проведет аукцион, посвященный русским книгам и манускриптам с императорским провенансом, — часть этих лотов когда-то принадлежала российским самодержцам — от Екатерины Великой до Николая II, а также великим князьям и княгиням.

Sotheby's

Первым «миллионником» Sotheby's в этом сезоне стала ранняя работа Валентина Серова «Портрет Прасковьи Анатольевны Мамонтовой» (1887). При эстимейте в 300—500 тыс. фунтов работа ушла за 1,2 млн к одному из трех ожесточенно боровшихся за право обладание ею покупателей из СНГ.

Главным сюрпризом и вторым «миллионником» оказался карандашный рисунок Юрия Анненкова «Портрет Всеволода Мейерхольда».

Изначально его оценивали лишь в 30—50 тыс. фунтов. Но этот рисунок еще до торгов привлекал к себе повышенный интерес потенциальных покупателей и в итоге был продан почти в 35 раз дороже эстимейта — за неожиданные 1,05 млн, установив новый рекорд для графических произведений Анненкова.

Sotheby's мог бы добавить еще как минимум четыре «миллионника» к своему триумфальному списку, но до рекордной цены этим работам не хватило какой-то сотни тысяч. Большая часть работ досталась частным покупателям из СНГ — в их числе картины Василия Верещагина «Транспортировка раненых» (937 тыс. фунтов), Ладо Гудашвили «У черного ручья» (937 тыс.), Ивана Шишкина «Сосновый бор» (881 тыс.), Ивана Айвазовского «Галатская башня в лунном свете» (825 тыс. фунтов).

Также во время торгов на Sotheby's были установлены и новые аукционные рекорды на работы Мартироса Сарьяна, Сергея Судейкина, Александра Самохвалова и Дмитрия Налбандяна.

В разделе декоративно-прикладного искусства внимание участников торгов привлекла уникальная декоративная модель Фаберже «Васильки и стебель овса» (около 1910 года), выполненная из горного хрусталя и серебра с позолотой и эмалью, украшенная бриллиантами. Миниатюрные «Васильки» ушли за 433 тыс. при эстимейте 180—250 тыс.

Портсигар мастера Карла Бланка, украшенный эмалью и бриллиантами, при эстимейте в 40—60 тыс. был продан за рекордные 253 тыс. Частного покупателя из США привлек провенанс — этот портсигар императрица Александра Федоровна подарила своему супругу Николаю II спустя месяц после свадьбы.

Christie's

Интересный провенанс и у «Извозчика» кисти Бориса Кустодиева, ставшего главным топ-лотом на нынешних торгах аукционного дома Christie's. Эта картина хранилась в частной коллекции всемирно известного ученого и лауреата Нобелевской премии по физике Петра Капицы и ранее на продажу не выставлялась. Кроме того, именно «Извозчик» Кустодиева из его серии русских народных типажей в 1924 году был выбран в качестве иллюстрации для эпохальной выставки русского искусства в Нью-Йорке.

Изначально оцененный в 1,5—2 млн фунтов «Извозчик» был продан частному покупателю из Европы за 4,4 млн, установив таким образом новый ценовой рекорд на произведения Кустодиева.

На втором месте — «Портрет мадемуазель Подбельской» Николая Фешина, который тоже превысил свой эстимейт более чем в два раза: полотно было продано анонимному покупателю за 2 млн фунтов.

Неожиданно дорого был продан пейзаж Александра Шевченко «Городские окраины» — оцененная в 50—70 тыс. фунтов работа ушла в за сумму, в 8 раз превышающую свой эстимейт, — 433 тыс. фунтов.

MacDougall's

Молодой аукционный дом в этом году начал торговать раньше всех — он открыл неделю русских торгов в воскресный день. Дело в том, что расписание аукционов на русской неделе не менялось уже много лет, первый день недели был фактически закреплен за Christie's, и MacDougall's решил опередить конкурента.

На осеннюю сессию русских торгов MacDougall's выставил более 500 лотов. Как и ожидалось, «Вид Венеции. Сан-Джорджо Маджоре» Ивана Айвазовского стал «миллионником» — он был продан в пределах своего эстимейта за 1,01 млн фунтов.

Еще одно полотно Айвазовского, «Лунная ночь», ушло за 497 тыс. фунтов — также по предварительной оценке — и стало вторым по стоимости лотом на торгах аукциона.

Bonham's

Завершил русскую неделю торгов в среду 28 ноября аукционный дом Bonham's. И хотя на продажу были выставлены четыре работы из коллекции некой неназванной корпорации, торги в этом сезоне у Bonham's получились неудачными и не принесли аукциону ни одного «миллионника».

Из топовой четверки был продан в три раза дороже своего эстимейта только «Речной пейзаж» Павла Джогина — его купили за 99 тыс. фунтов, и он стал вторым по стоимости лотом на торгах в Bonham's. Остались не проданы пейзаж «Речка Гнилица» Владимира Орловского (эстимейт — 250—350 тыс.), картина на охотничий сюжет «Струнка вола» Николая Сверчкова (эстимейт — 300—500 тыс.), а также великолепная «Ярмарка» со сценами малороссийской жизни конца XIX века Владимира Маковского (эстимейт — 1,5—2 млн).

Топ-лотом же для Bonham's стало батальное полотно Франца Рубо «Атака черкесов», проданное за 157 тыс., предварительно оцененное в 50—60 тыс. фунтов.

Зато три театральных эскиза Павла Челищева к опере Римского-Корсакова «Золотой петушок», несмотря на эстимейты в 7—9 тыс., ушли за 20, 27 и 34,8 тыс. фунтов (любопытно, что всего лишь полгода назад на русских торгах в Sotheby's за работу этого же автора «Голубой мальчик со струной» выложили значительно больше ее первоначальной оценки – 229 тыс. при эстимейте 40—60 тыс. фунтов).


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?