Спустя полгода после того, как офицеры Guardia di Finanza устраивали облавы на владельцев супер-каров на итальянских горнолыжных курортах (EUROMAG писал об этом), настала очередь яхтсменов. Практически во всех портах Италии полиция проверяет владельцев дорогих судов на предмет уплаты налогов.
Экономическое положение Италии находится на грани коллапса – госдолг превысил рекордные 1,9 трлн евро, но уклонение от уплаты налогов до сих пор считается в стране чуть ли не национальным видом спорта. Правительство Марио Монти решило положить этому конец.
Первые проверки яхтсменов показали, что люди, владеющие кораблями стоимостью миллионы евро, в своих налоговых декларациях показывают ничтожные суммы доходов, либо вообще подают нулевую отчетность.
Так, например, в Бари сотрудники финансовой полиции обнаружили владельца судна стоимостью 1,2 млн евро, который ни разу в своей жизни не подавал декларацию о доходах. Там же задержана яхта за 700 000 евро, которая принадлежит компании с годовым оборотом в 1 300 евро. Всего в одном только порту Бари из проверенных 963 яхт оказалось, что владельцы 286-ти из них вообще никогда не подавали налоговых деклараций.
Информация о таких масштабных облавах не на шутку напугала яхтсменов: многие из них предпочли этим летом не заходить в итальянские порты. В итальянской ассоциации портовиков Assomarinas заявляют, что около 30 000 яхт, которые обычно швартовались в Италии, теперь стоят в портах соседних Словении, Хорватии, Корсики, Мальты, Черногории или даже Туниса. Только на одних портовых сборах владельцы марин потеряли более 200 млн евро, возмущаются Assomarinas.
«Мы потеряли от 10 до 15% наших постоянных клиентов. Это худший кризис в истории итальянского яхтинга. Создав атмосферу страха, власти окончательно запугали владельцев судов», – рассказал изданию Daily Telegraph президент Assomarinas Роберто Перочио.
Он привел пример, когда владелец одной лодки поставил перед входом на корабль объявление: «Помилуйте. Эта лодка была проверена уже семь раз».
«Мы потеряли 40 судов за последние несколько месяцев – все длиной от 20 до 25 метров», – подтверждает слова Перочио директор порта в Римини Джованни Сорчи. «Большинство прошлых наших клиентов теперь стоят в Словении – ее порты сейчас настолько популярны, что уже забиты под завязку», – заверил он.
Сорчи считает, что борьба с уклонением от уплаты налогов – абсолютно правильное решение властей. «Но почему, только из-за того, что у вас есть лодка, вы уже преступник и нужно доказывать, что это не так? Они [полицейские] не просто проверят один раз и уйдут, они вернутся на следующий день и проверят еще раз», – говорит он.
«У нас есть полиция, карабинеры, Guardia di Finanza, береговая охрана... Сейчас поиском уклонистов занимается даже лесоохрана. Неудивительно, что люди бегут [из Италии]», – добавил он.
Его коллега, директор Порто Ротондо на Сардинии Джакомо Пилери говорит, что с его причалов ушли около 150 яхт. Практически все они стоят теперь у берегов Корсики.
Несколько лет назад, видя рост числа владельцев яхт в Европе, в Италии было принято решение существенно увеличить места для стоянки частных кораблей. В стране началось строительство примерно 18 000 новых причалов на 30 000 мест. Теперь эти планы заморожены. По сравнению с прошлым летом треть причалов пусты наполовину.
Те же яхтсмены, которые рискнули и остались в Италии, теперь задумываются о замене судна на меньшее по размеру: они меньше интересуют итальянские налоговые органы.