Внимание инвесторов всего мира в эти дни приковано к Италии – третья по величине экономика еврозоны рискует повторить судьбу Греции, Ирландии и Португалии, вот только последствия ее банкротства будут значительно больше, чем крах трех стран, вместе взятых.
Экономическая ситуация в Италии дошла до грани 8 июля, когда страна пережила собственную «черную пятницу» – за одну торговую сессию итальянские компании потеряли больше, чем за весь период кризиса. Бумаги крупнейшего банка страны – UniCredit SpA – подешевели на 8%. Акции Intesa Sanpaolo потеряли более 7,5%, а индекс FTSE MIB в Милане упал на 3,9%.
Рим пока старается сохранять лицо. Как пишет Guardian, министр финансов Италии Джулио Тремонти заявил, что власти «пошлют миру сильный сигнал». «Пакет мер по сокращению дефицита бюджета будет представлен в ближайшее время и принят парламентом в течение недели. Такого прежде никогда не было в Италии», – сказал он.
Но экономисты и политики в ЕС отнеслись к этому заявлению с долей пессимизма. В понедельник в Брюсселе прошло экстренное совещание по итальянскому вопросу, на котором присутствовали президент Евросоюза Херман Ван Ромпей, президент Европейского центробанка Жан-Клод Трише, председатель Еврогруппы (страны зоны евро) Жан-Клод Юнкер, президент Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу и комиссар ЕС по экономическим вопросам Олли Рен. Список участников встречи не оставил сомнений у европейских журналистов – экономика Италии на грани краха.
Апеннины уже фактически вытеснили Грецию с первых полос экономических газет. «Экономика Италии достаточно велика, и если мы увидим распространение кризиса на нее, ЕЦБ, ЕС и МВФ придется разрабатывать совершенно новый план, для того чтобы с этим справиться», – цитирует агентство Bloomberg главу рыночной стратегии ANZ National Bank Ltd Хун Го.
«Ситуация с Италией находится на совершенно другом уровне по сравнению с Грецией, Португалией и Ирландией и выводит кризис на качественно новый уровень», – соглашается с ним стратег из Charles Stanley Джереми Бэтстоун-Карр.
Для сравнения, госдолг Греции сейчас составляет около 350 млрд евро, Италии – 1,5 трлн евро. Принятый в июне бюджет сокращает правительственные расходы в Италии всего на 47 млрд евро, что явно недостаточно для скорого сокращения бюджетного дефицита страны.
В связи с этим канцлер Германии Ангела Меркель в понедельник лично позвонила премьеру Италии Сильвио Берлускони и призвала Италию сформировать новый, экономичный госбюджет. Бюджет, «отвечающий современным принципам экономии, является тем важным сигналом», который Италия должна послать Европе, цитирует главу немецкого правительства Deutsche Welle.
Но для стремительно теряющего популярность правительства Берлускони политика затягивания поясов сейчас смерти подобна. Поэтому у экспертов есть большие сомнения в том, что заверения министра финансов Италии Джулио Тремонти о скором одобрении новых мер экономии сбудутся.
Достаточно вспомнить фразу Сильвио Берлускони о Тремонти, которую премьер сказал на прошлой неделе: «Он [Тремонти] думает, что он гений, а все вокруг – кретины. Он единственный, кто не вписался в нашу команду».