Известия: Виктор Янукович: «Нынешний газовый контракт невыгоден для Украины»

Президент Украины рассказал о том, какие темы он будет обсуждать с Владимиром Путиным на встрече 12 июля в Крыму.

 

Во время крымского «рабочего отпуска» президент Украины Виктор Янукович встретился с Клубом главных редакторов СНГ, Грузии и Балтии. Она состоялась 11 июля в Юсуповском дворце, в том зале, где после знаменитой Ялтинской конференции проходил торжественный обед Сталина, Рузвельта и Черчилля. Виктор Янукович ответил на вопросы «Известий». 

— Завтра вы встречаетесь в Крыму с президентом России Владимиром Путиным. Какие темы будете обсуждать?

— Мы постоянно ведем диалог, разговариваем по телефону. Интенсивность наших встреч достаточно высокая. Газовый вопрос может обострить ситуацию, но, пожалуй, это единственный такой вопрос. Мы не можем согласиться с такой ценой, потому продолжаем искать решение. Также обсуждаем ЕврАзЭС и Таможенный союз. Это совершенно новые образования, и нам надо увидеть и почувствовать их возможности. Мы постоянно об этом говорим и с президентами Казахстана, Белоруссии. Нам нужно, чтобы мы не выходили за рамки уже принятых решений как члены ВТО. Мы предлагаем активизировать наши отношения на секторальном уровне и создавать взаимовыгодные промышленные союзы. Нас тут ничто не сдерживает. 

У меня и Владимира Владимировича есть взаимное стремление продвигать вперед решение многих вопросов. Я считаю, что у нас открытые, хорошие отношения. Мы собирались создать газотранспортный консорциум, но эта долгая история. Сегодня уже не вернуть 2005-й год, когда по инициативе Украины была разрушена система газовых взаимоотношений.

Нынешний десятилетний контракт невыгоден для Украины. Для России в нем также нет ничего хорошего. Если бы мы тогда создали консорциум, наша газотранспортная система (ГТС) бы сейчас прокачивала 200 млрд кубометров, а сейчас около 100. Украина даже могла бы претендовать на участие в создании Северного потока, а может, этого проекта и вовсе не было бы. Мы за создание газотранспортного консорциума, это огромные деньги, которых у Украины нет. Эти все вопросы мы обсуждаем. Говорим о двух- и трехстороннем консорциуме. При этом хотим сохранить нашу газотранспортную систему. Уверен, от этого выиграют Украина, Россия и Европа.

— В Киеве сейчас проходят протесты, связанные с принятием парламентом законопроекта, повышающего роль русского языка. Каковы перспективы этого документа?

— Когда мы говорим, что должны создавать равные условия для граждан, мы должны посмотреть на мировую практику. Украина — страна двуязычная, это понятно людям, но почему-то неясно некоторым политикам. Важно помнить и о европейской хартии о языках. Надо выяснить насколько проект ей соответствует. Авторы этого документа уверяют меня, что он прошел экспертизу Венецианской комиссии. Если это так, то этот закон снимет многие вопросы.

— Как вы оцениваете ситуацию вокруг Юлии Тимошенко?

— Я не слышал, чтобы в мире существовал второй такой политик, как Тимошенко. Я не в праве давать правовую оценку, но эти дела не придуманы сегодняшней властью. Они связаны с деятельностью Тимошенко как политика, руководителя и бизнесмена. Надо дождаться решения судов. Безусловно, эти дела создают негативный фон для Украины, их раскручивают СМИ. Но есть и иная сторона медали, основанная на юридических фактах. Политики же, которые говорят, что их не интересует юридическая часть, не платят такие деньги за газ. Из-за этого контракта ежемесячно мы платим $500 млн, которые покрывает государство. Мы не можем переложить эту ношу на плечи граждан, потому что они станут нищими.

Тимошенко всячески сопротивляется тому, чтобы суды рассматривали эти вопросы. Это ее политическая линия зашиты. Наши следователи имеют данные, что ею был получен газ в России на $405 млн. Надо понять, что с ним дальше произошло. Ответы на вопросы украинцев, которые сегодня на жаре стоят с плакатами, должен дать суд. И мы за то, чтобы он прошел быстрее.

— Мы видели, как вы болели на Евро-2012 за украинскую сборную. Каковы для Украины итоги этого чемпионата?

— Я футбольный болельщик с большим стажем. С детства меня отец водил за руку на стадион. Украина — футбольная страна. Наши стадионы заполнены, а нынешние модернизированные позволяют себя и по-человечески на них чувствовать. Позволяют быть в футбольной атмосфере семьями, эмоционально разгружаться. За время чемпионата нас посетили почти два миллиона болельщиков. И ничего плохого мы от них не услышали. Это был большой праздник. Мы получили толчок к развитию транспортной инфраструктуры, отелей. Очень важно, что болельщики из разных континентов увидели наше государство, где живет добрый работящий народ. Евро-2012 открыл Украину миру. Это хорошая инвестиция в будущее, и я рад, что нам удалось создать настоящий спортивный праздник. 

— Какова сейчас ситуация на Украине?

— Три года назад Украина по всем данным наиболее пострадала от экономического кризиса. В 2008 году ВВП упал на 5%, был большой дефицит бюджета и в 2010-м, когда я пришел к власти. У нас все еще есть уязвимые места. Мы экспортозависимы, поскольку экспортируем 60% продукции. Но третий год подряд у нас отмечается рост экономики. Сейчас динамика сохраняется.

В 2010 году мы объявили амбициозную программу реформ. Изменения идут медленнее, чем хотелось бы. Украина способна решать такие крупные проекты как Евро-2012. За полтора года мы вложили $5 млрд, построили стадионы и дороги. Наши предшественники оставили нам 3-процентную готовность. Мы приняли два миллиона болельщиков. 

Кризис еврозоны не обошел Украину стороной. Есть снижение динамики роста в экспортоориентированных отраслях. Но мы преодолеваем дефицит бюджета и сейчас он плановый — 2,5%. И социальные программы мы не сворачиваем, а развиваем. Реальные доходы населения и инвестиции растут, гривна стабильна.

Мы приняли серьезнейшее антикоррупционное законодательство. Искореняем теневую экономику. Сегодня мы создаем равные условия для граждан, независимо от их политической принадлежности.

Назрела необходимость реформирования конституции, многие моменты которой нужно существенно «причесать». Я поддержал инициативу первого президента Украины Леонид Кравчука, и Конституционная ассамблея начала работать. 

Во внешней сфере мы провозгласили внеблоковую политику. При этом наша стратегия интеграции с ЕС остается. Европейцы сегодня не готовы к конкретным политическим шагам, но мы готовы подождать.

Я надеюсь, что наши отношения с Россией и странами СНГ будут развиваться и модернизироваться. Мы будем помогать друг другу. Создание зоны свободной торговли с ЕС может помочь развитию аналогичной структуры СНГ. Мы намерены укреплять мягкую интеграцию на секторальном уровне.

СНГ — уникальное связующее звено между Европой и Азией. Оно имеет будущее. Нам нужно помнить, что глобальный мир един, и необходимо учиться жить и развиваться вместе.

— Что изменилось в вашей жизни после того, как вы стали президентом?

— Я привык к большим объемам работы. Семья от этого страдает. Работа занимает 24 часа в сутки. Но у меня есть чувство колоссальной ответственности, и это заставляет постоянно быть в форме.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?