В октябре-ноябре прошлого года лигурийское побережье, в том числе крупнейший итальянский портовый город Генуя, оказалось во власти проливных дождей и мощного штормового ветра. Безжалостные водные потоки сносили все, что встречалось на их пути, унесли жизни 16 человек, среди которых были дети, оставили без крова тысячи итальянцев и нанесли одному из самых популярных среди туристов регионов многомиллионный урон.
Тогда большинство жителей Генуи обвинили в последствиях катастрофического паводка мэра города Марту Виченци, которая, несмотря на настойчивые предупреждения синоптиков о разрушительной силе стихии за сутки до ЧП, приняла решение не закрывать школы и отказалась вносить изменения в работу местного транспорта. Паола Пальяра, руководитель департамента по предотвращению гидрогеологических рисков МЧС Италии, рассказала "РГ" о том, как борются со стихией на Апеннинах.
Существует ли в Италии система предварительного оповещения населения?
Паола Пальяра: В случае надвигающихся оползней и наводнений мы в обязательном порядке прибегаем к специальной системе национального оповещения. Его сроки напрямую зависят от того, с каким именно метеорологическим феноменом мы имеем дело. Случается нередко, что, благодаря работе нашего внутреннего метеорологического штаба, у нас есть возможность оповестить население о наводнении уже за 68 часов до его начала. Наши метеорологи не только ведут ежедневный мониторинг ситуации, но стараются предсказать возможные последствия, которое может повлечь за собой резкое изменение погоды. А мы, располагая подробной картой зон, подверженных наводнениям и оползням, в свою очередь, делаем все, чтобы заблаговременно подготовить план действий и избежать ненужных человеческих жертв в критический момент.
Какие рекомендации вы даете людям, находящимся в зоне риска или уже оказавшимся во власти стихии?
Паола Пальяра: На национальном уровне мы передаем всю необходимую информацию через наши СМИ, прежде всего нам в этом помогает телевидение. Более детальные рекомендации нами отправляются в регионы, находящиеся под угрозой. А регионы, в свою очередь, по цепочке передают сигнал бедствия в коммуны. После этого мэр того или иного города должен суметь максимально оперативно донести до своего населения, по всем доступным каналам, своевременную и главное - правдивую информацию, утвердив свой собственный план по преодолению последствий стихии и организации спасательных работ.
Предусмотрен ли в Италии в рамках школьной или университетской программы обязательный курс, обучающий азам поведения при ЧП?
Паола Пальяра: К сожалению, у нас такого отдельного курса нет. В целом итальянцы довольно хорошо знакомы с правилами безопасности. Но здесь нужно учитывать один важный момент: от нас граждане получают информацию общего характера, поэтому чрезвычайно важно, чтобы их поведение в каждом конкретном случае сопровождалось пошаговыми инструкциями со стороны местных властей, как во время трагедии и, что немаловажно, после нее. Они должны иметь четкое представление, что делать и куда идти за помощью. Как показывает практика, люди, одержимые страхом, зачастую просто не знают, к кому обратиться.
Однако в Италии есть один город, жители которого всегда находятся в состоянии "полной боевой готовности". Паводки ими рассматриваются почти как обыденность, и они точно знают, как себя с ними вести. О так называемой "высокой воде" их оповещает приблизительно 3-4 раза в году пронзительная и звучная сирена. Речь, конечно же, идет о венецианцах, имеющих в своем арсенале все, чтобы противостоять капризам природы, включая высокие пластиковые или резиновые ботфорты и водонепроницаемые плащи.
Германия
Водоемы взяты под тотальный контроль
О приближающихся бурях немцы узнают по СМС
В Германии вот уже 50 лет существует хорошо отлаженный менеджмент предупреждения природных катастроф. Каждый день замеряется уровень воды на всех водоемах. Эксперты постоянно наблюдают за развитием ситуации, если предсказывается его сильное повышение. Сведения собираются и анализируются. Если грозят сильные дождевые потоки до 150 литров на один квадратный метр, то служба погоды обязательно рассылает предупреждения не только в министерства и ведомства по борьбе с катастрофами, но и во все районные административные единицы. Обычно большой дождевой фронт можно предсказать за 24 часа, малый - за два-три часа.
Служба погоды выпускает прогнозы с предупреждением об опасных явлениях также еженедельно и ежедневно. Все без исключения предупреждения тотчас появляются также на интернет-портале службы. Все, кто захочет, может заказать прогнозы в виде СМС или новостного бюллетеня. Естественно, информация поступает и в средства массовой информации. Однако государство не обязывает СМИ передавать ее населению. Тем не менее, например, в землях Бавария и Баден-Вюртемберг министерство внутренних дел обязало местные радио- и телекомпании сообщать обо всех опасных погодных условиях. На деле же и в других районах страны ни один радиоканал не упустит возможности оповестить слушателей о грозящей опасности. Ожидается, что примеру двух земель скоро последуют и остальные.
ЦИФРА: 24 часа столько времени нужно немецким метеорологам, чтобы предсказать большой дождевой фронт
В Кельне есть, например, даже специальное ведомство по защите от наводнений. Оно отвечает за сбор информации, оповещение населения и проведение разъяснительных работ с гражданами. Когда на Рейне в Кобленце наблюдается повышение уровня воды, администрации в Кельне уже точно известно, что через 12-13 часов такое же ожидается и у них. Ведомство также издает и распространяет брошюры, рассказывает в школах и на предприятиях, как вести себя в случае наводнений, что брать с собой, где укрываться и как вести себя после катастрофы.
Польша
Просьба воеводы - закон
В Польше стихийные бедствия случаются нередко. Регулярно в результате большого количества осадков происходят наводнения, особенно в южных и юго-западных районах страны. Периодичность таких явлений раз в 2-3 года. Ураганы и штормы летом также частые гости. Случаются и лесные пожары, но реже.
Обязанности по оповещению населения о возможных стихийных бедствиях, подготовке к ним и устранению последствий зафиксированы в специальном законе о состоянии стихийного бедствия. Решение о вводе режима чрезвычайной ситуации принимает правительство страны самостоятельно, или же по просьбе воеводы, на территории которого не исключены природные катаклизмы. Мониторинг погодной ситуации ведут метеорологические службы, которые и сообщают властям о возможных проблемах. Население стараются извещать о надвигающейся стихии сразу после получения такого сигнала от метеорологов. Если объявляется режим угрозы стихийного бедствия, все службы, отвечающие за предотвращение или ликвидацию его последствий (пожарная охрана, служба спасения, армия, полиция...), переводятся в состояние повышенной готовности. Отпускников отзывают на работу.
Оповещают население разными способами - через центральное и местное телевидение, сотовую связь или путем объезда населенных пунктов на автомашине с громкоговорителем. На Мазурских озерах, к примеру, для предупреждения о шторме граждан, находящихся на плавсредствах на воде далеко от берега, установили прожекторы, посредством которых подают специальные световые сигналы.
Несмотря на то что все действия властей в таких ситуациях достаточно подробно прописаны в соответствующих инструкциях, на деле не все проходит гладко. К примеру, о наводнении в 2010 году на юго-западе Польши население было проинформировано поздно. В результате тысячи людей были заблокированы в своих домах, где вода порой доходила до чердаков двухэтажных домов, а то и полностью покрывала их. Надо отдать должное спасательным службам, которые достаточно быстро сумели эвакуировать пострадавших.
Бельгия
В брюссельской капусте не спрятаться
В Бельгии, где, согласно статистике, количество пасмурных и дождливых дней в году превышает половину, наводнения являются довольно частым явлением, причем как в крупных городах, так и в сельской местности. Действующая в стране система ливневых стоков, рассчитанная на отвод среднего количества осадков, становится бессильной в случаях, когда в считаные дни выпадает среднемесячная норма.
В наиболее пострадавших районах местные власти вводят так называемый режим катастрофы, позволяющий спасательным службам более эффективно действовать в борьбе со стихией, последствия таких наводнений не выглядят трагическими, и гибели людей обычно удается избегать. Чаще всего речь идет о материальном ущербе.
В период разгула стихии главным приоритетом в работе пожарных, именно они выступают в качестве основных спасателей, является защита частных домов и их обитателей. В случае, когда от наводнения страдают значительные площади, а сил и средств пожарных не хватает, к спасательным работам могут привлекаться и военные. Местные власти при нехватке спасателей раздают различный инвентарь, мешки с песком, а также автономные водяные насосы для того, чтобы сами пострадавшие имели возможность защитить жилища от стихии.
Так, например, прошлой весной, когда на столичный регион обрушился очень сильный ливень, ставший причиной многочисленных затоплений в Брюсселе и его окрестностях, в спасательную службу за несколько часов поступило около 10 тысяч вызовов с просьбами о помощи. Естественно, отреагировать на все было невозможно. Местные власти также принимают меры превентивного характера, для того чтобы в дальнейшем минимизировать разрушительные последствия от осадков. Тот же прошлогодний ливень показал неподготовленность городской системы канализации, что привело к затоплению целых районов столицы, хотя раньше подобных проблем в городе не возникало. Теперь городские власти приняли решение о реализации в срочном порядке ряда дорогостоящих проектов по строительству подземных бассейнов сточных вод, чтобы в будущем не испытывать проблем с водоотводом.
Стоит отметить, что практически весь жилой фонд в Бельгии застрахован. В случае возникновения страхового случая, к которому относится и наводнение, каждый владелец знает, что ущерб, если и не весь, то значительная его часть, будет возмещен. Причем у местных властей обычно налажен тесный контакт со страховщиками. Властные структуры, защищая интересы пострадавших жителей, выступают в качестве посредников.