Slon: Как церковь запрещает европейцам работать

Хотя очередь из европейских государств, выстроившихся за финансовой помощью в Брюссель, становится все длиннее, ни одной протестантской страны среди них до сих пор нет и не предвидится. С пригодностью православной церкви к созиданию и прогрессу все и так было ясно, но и католическая церковь во время нынешнего кризиса ведет себя ничуть не лучше. Вместо того чтобы помочь европейцам мобилизоваться для преодоления трудностей, католические священники предпочитают гоняться за дешевой популярностью, мешая проведению необходимых реформ.

Вот правительство Словакии озаботилось тем, что страна стремительно теряет конкурентоспособность по сравнению с соседями. Экономичеcкий рост замедляется, бюджетный дефицит увеличивается. Причин у этого много, но одну из них найти и исправить оказалось совсем нетрудно: Словакия – рекордсмен Евросоюза по количеству праздничных выходных дней в году.

Ежегодно, помимо обычных выходных и отпусков, словаки не работают еще и 15 праздничных дней. Это три полных рабочих недели – почти второй годичный отпуск. Даже в России, с ее бесконечными новогодними каникулами, праздничных выходных дней в году всего 11. По столько же у соседей Словакии Польши и Венгрии, в Чехии – 12.

Один крохотный праздничный день на фоне огромного года кажется мелочью, но даже маленькой 5-миллионной Словакии каждый дополнительный выходной обходится в недопроизведенные 180 млн евро и снижает годовой ВВП страны на 0,4%. Не говоря уже о том, что вывод людей из празднования – процесс в Словакии не менее трудный, чем в России.

Поэтому словацкое правительство решило привести свой производственный календарь в относительное соответствие с соседскими, вычеркнув из него хотя бы два праздника. Но проблема в том, что власти Словакии могут свободно распоряжаться только 5 праздниками из 15. Остальные 10 – это праздники католические, поэтому они находятся под защитой церкви, и все аккуратно вписаны в конкордат с Ватиканом, который ничем не хуже любого другого международного соглашения.

Министры понадеялись, что церковники согласятся на паритет: убрать один светский и один католический праздник. Из немногочисленных светских выбрали  единственный малозначимый – День конституции 1 сентября. Отменять годовщину антифашистского Словацкого восстания или День победы 8 мая было бы неприлично.

Из 10 католических праздников под отмену выходного попал малоизвестный День богоматери семи страданий. Думаю, даже среди католиков немного найдется людей, способных объяснить, что это такой за день и чем он так важен. К тому же, его отмечают 15 сентября, сразу после августовских отпусков, поэтому никакой особой необходимости в дополнительном выходном в это время года нет.

Отменять сам католический День богоматери семи страданий, естественно, никто не собирался. Словацкой церкви просто предложили перенести празднование на ближайшее воскресенье. Но епископов не устроил ни паритет со светскими выходными, ни перенос на воскресенье. Они собрались в Братиславе на чрезвычайное заседание и постановили, что не позволят трогать ни один из католических выходных. Все десять вписаны в словацкий конкордат с Ватиканом, поэтому отмена любого из них должна расцениваться как грубое нарушение Словакией своих международных обязательств. 

О переносе праздника на ближайшее воскресенье тоже речи быть не может. По воскресеньям у них и так чрезвычайно насыщенная духовная программа, и втиснуть туда еще и богоматерь со всеми семью страданиями нет никакой возможности.

И совершенно неважно, что половина словаков на вопрос: «Почему 15 сентября – выходной?» – ответят в лучшем случае: «Какой-то церковный праздник». По мнению священников, День богоматери семи страданий дорог сердцу каждого жителя страны. А традиция его празднования уходит корнями глубоко в историю – выходным 15 сентября сделали еще в 1994 г. Всего на год младше самого словацкого государства. 

Понятно, что самим церковникам нет особого дела до того, сколько в Словакии официальных выходных. Их лично это никак не касается – у них и так каждый день выходной. Но священники хорошо понимают, что их благополучие напрямую зависит от уровня популярности. Поэтому вынуждены, как маргинальные политики, заниматься примитивным популизмом.

Образованную и благополучную часть общества в церковь уже ничем не заманишь. Приходится биться хотя бы за бедные и малограмотные низы. А для таких людей отмена лишнего выходного – это не дополнительная возможность для самореализации, а минус один повод беспрепятственно напиться. Поэтому католическая церковь встанет на их защиту и не позволит правительству лишить свою паству одной из главных радостей. 

Инстинкт самосохранения заставляет церковников запрещать людям трудиться не только в Словакии. Несколько месяцев назад такой же конфликт из-за отмены выходных в церковные праздники произошел в Португалии. Там правительству, скованному аналогичным конкордатом с Ватиканом, пришлось пойти на уступки католической церкви и отменить всего два католических выходных и только на пять ближайших лет. 

В Хорватии, в 2009 г., католическая церковь, чтобы помочь стране бороться с кризисом, продавила в парламенте запрет торговать по воскресеньям. В этот день, по мнению священников, все обязаны отдыхать. Хотя как тут отдохнешь, когда все закрыто? Остается только пойти в церковь на службу – больше податься все равно некуда. А конкурировать с торговыми центрами на равных у священников никак не получается. К счастью для экономики Хорватии и особенно её туристической отрасли, через полгода запрет отменил Конституционный суд.

Но поражения только укрепляют католическую церковь в ее курсе на популизм. Вместо того чтобы напомнить своей европейской пастве, что жить нужно не в долг, а плодами трудов своих, священники говорят прихожанам то, что те хотят услышать. Что все беды Европы – от банков и их алчности. Что государствам надо активнее вмешиваться в экономику, ввести новые налоги и наплодить регулирующих структур, которые обуздали бы законы рынка ради заботы о простых людях. 

А вот про то, что европейцам можно попробовать побольше трудиться, чтобы вернуть долги, – про это в проповедях ни слова. Верующие все делают правильно, ни в чем не виноваты и не несут никакой ответственности за происходящие. Главное, чтобы в церковь не забывали ходить.

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?