Словенцы закрыли хорватам ЕC

Власти Словении пригрозили сорвать вступление Хорватии в Евросоюз. В Любляне заявляют, что не ратифицируют присоединение Загреба к ЕС до тех пор, пока хорваты не выплатят долг словенцам, образовавшийся еще во время распада Югославии. В Хорватии назвали заявления соседей шантажом, а в Брюсселе рассчитывают, что стороны смогут решить все спорные моменты.

Одиннадцать лет понадобилось Хорватии на то, чтобы стать полноправным членом Евросоюза – непосредственное вступление бывшей югославской республики в ЕС запланировано на 1 июля 2013 года.

Однако на пути Загреба неожиданно встали соседи словенцы, которые пообещали, что не ратифицируют присоединение Хорватии к ЕС до тех пор, пока Загреб не урегулирует спор вокруг долга в 172 млн евро. Он возник более 20 лет назад, когда после распада Югославии десятки тысяч словенцев лишились денег, размещенных на счетах словенского банка Ljubljanska Banka (LB). Сам банк уже давно обанкротился, а на его месте возник новый Nova Ljubljanska Banka (NLB). Но в Любляне считают, что если NLB стал правопреемником LB, соответственно он и должен погасить долг.

О претензиях к хорватам заявил лично глава МИД Словении Карл Эрьявец. «Я лично желаю Хорватии присоединиться к ЕС как можно скорее, и мы ратифицируем соглашение [о присоединении Хорватии к ЕС]. Но условием для этого является решение вопроса вокруг LB», – цитирует Reuters слова Эрьявеца, которые он сказал на встрече глав МИД в Брюсселе.

Это заявление вызвало негодование в Загребе. Министр иностранных дел Хорватии Весна Пусич, которая также была приглашена в Брюссель, заявила, что ее страна «столкнулась с очередным шантажом со стороны Словении». «Я твердо верю в то, что и Словении, и Хорватии европейское партнерство необходимо, именно поэтому эти два вопроса [о долгах и о присоединении Хорватии к ЕС] не должны увязываться между собой», – цитирует ее Financial Times.

А бывший государственный секретарь и член хорватской команды переговорщиков с Брюсселем Мирослав Ковачич назвал угрозы словенцев «близоруким шантажом». «Словения еще раз доказала, что играет в близорукую игру с помощью шантажа. И это не осталось незамеченным не только партнерами по ЕС, но и в Брюсселе», – сказал он.

Словения пока единственная страна бывшей Югославии, которая стала членом Евросоюза (с 2004 года). По правилам ЕС за принятие нового члена должны проголосовать все 27 стран Евросоюза. Долгое время Словения уже блокировала вступление Хорватии в объединенную Европу из-за нерешенного вопроса по морской границе двух стран (EUROMAG писал об этом). Но впоследствии хорватским дипломатам при посредничестве Брюсселя удалось сдвинуть переговоры по границе с мертвой точки, и Любляна сняла свои претензии. Этот вопрос до сих пор решается в международных судах.

Что касается долга словенским вкладчикам, то в Загребе не отрицают наличие проблемы, однако считают, что этот вопрос должен рассматриваться в арбитраже под эгидой базирующегося в Базеле Bank of International Settlements.

В Брюсселе считают, что спор Хорватии и Словении касается исключительно двух стран и предпочитают пока не вмешиваться. «Мы призываем обе стороны найти взаимоприемлемое решение», – заявил журналистам представитель Еврокомиссии Питер Стано. «Мы надеемся, что ратификация [соглашения о присоединении Хорватии к ЕС] будет идти по плану, и Хорватия станет членом ЕС, как и запланировано, 1 июля 2013 года», – добавил он.

Надо сказать, что это далеко не первый случай, когда страна-член ЕС блокирует вступление в Евросоюз кандидата, с которым у нее есть разногласия. Так, например, Македония уже 15 лет не может вступить в ЕС и НАТО из-за того, что отказывается по требованию Греции сменить название. Кипр при поддержке Греции блокирует все евростремления Турции из-за нерешенного вопроса вокруг Северного Кипра. А Нидерланды и Великобритания обещают не пускать в ЕС Исландию до тех пор, пока Рейкьявик не выплатит долг почти в 4 млрд евро, на которые пострадали голландские и британские вкладчики исландского банка Icesave.


Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?