Высший совет по аудиовизуальным коммуникациям (CSA) Франции запретил французским журналистам произносить в теле- и радиоэфире слова «Twitter» и «Facebook». Исключение составляют лишь случаи, когда речь в новостном сюжете идет непосредственно об этих социальных сетях.
Власти считают, что произношение в эфире фразы «Ищите нас на Facebook/ Twitter» является скрытой рекламой, сообщает издание L'Humanite. При этом, как отмечает советник CSA Кристин Келли, власти не вводят новый запрет об упоминании брендов (а Facebook и Twitter, по ее словам, ими и являются), а лишь напоминают, что подобная норма уже закреплена в законе от 1992 года. Чиновник подчеркивает, что «это закон» и CSA лишь напоминает об этом.
При этом Келли отмечает, что речь не идет о противостоянии социальным сетям и вместо названий CSA советует журналистам использовать термин «социальные сети».
Решение французских властей вызвало бурную дискуссию в социальных сетях и СМИ. Блогеры считают, что запрет произношения в эфире названий соцсетей может создать некоторые трудности в понимании того, что говорят ведущие. «Facebook и Twitter – это не одно и то же. Их обобщение может привести к путанице», – пишет французский портал france-info.com. Такая ситуация может возникнуть, к примеру, когда телевизионная передача приглашает свою аудиторию задать вопросы в прямом эфире через Twitter. «CSA хочет избежать «нарушения конкуренции» между социальными сетями, но не приведет ли это к дезинформации населения?» – пишет портал.
Также журналисты возмущены тем, что предупреждение CSA коснулось только Facebook и Twitter с одной стороны и теле-радио-СМИ – с другой. «Почему в этом случае не изгнать YouTube, DailyMotion, Google, Microsoft Messenger? Эти бренды также неоднократно цитируются СМИ. И почему нововведение затронуло только теле- и радиовещание, а письменные СМИ, в том числе и электронные, не поставлены в те же условия?» – пишет издание.
France-info полагает, что запрет, подкрепляемый законом, может привести к образованию еще большей пропасти между новыми и старыми СМИ, в то время как телевидение и радио пытаются приспособиться под «цифровую реальность» и использовать эти средства передачи информации. Это доказал скандал, связанный с бывшим главой МВФ и потенциальным кандидатом на президентский пост Домиником Стросс-Каном, когда Twitter превратился в настоящее средство информации.