Ведомости: «Неделя Моцарта» в Зальцбурге

В Зальцбурге завершился зимний фестиваль «Неделя Моцарта» — музыку классика смешивали с новейшими опусами шесть оркестров, тьма камерных ансамблей и пианисты из мировой топ-десятки.

Зимний фестиваль Mozartwoche традиционно начинается в день рождения Моцарта, 27 января, и длится 10 дней. Он не так известен, как глобальный, богатейший и многожанровый летний фестиваль искусств. Однако по качеству исполнителей и стройности концепции зимний летнему ничуть не уступает. Задачи «Недели Моцарта» локальней и логичней: вписать музыку Моцарта в актуальный композиторский контекст, наладить диалог моцартовского наследия со всем корпусом западноевропейской музыкальной традиции.

Учредитель и организатор фестиваля — фонд и академия «Моцартеум». Интендант — музыковед, исследователь и интеллектуал Штефан Паули (в будущем сезоне он покидает Зальцбург и займет кресло руководителя Alte Oper во Франкфурте). За время его интендантства фестиваль ощутимо окреп, обрел преемственность сезонов.

Скажем, программа последних трех лет выстраивается в диалоге Моцарта с музыкой нововенцев. В позапрошлом году это был Антон Веберн: его прозрачные, пуантилистические конструкции как нельзя лучше корреспондировали с летучей и гибкой субстанцией моцартовской музыки. В этом году в программах широко был представлен Арнольд Шёнберг, «отец додекафонии», создатель серийного метода композиции. Музыку Шёнберга осмысленно, тщательно и логично исполняли и Венские филармоники под управлением Пьера Булеза, и пианистка Мицуко Учида: она сыграла в Фестшпильхаусе один за другим Фортепианный концерт Моцарта фа мажор и Фортепианный концерт Шёнберга — и, честно говоря, Шёнберг прозвучал куда интересней и убедительней Моцарта.

Глубокое исследование творчества Шёнберга предпринял поразительно тонкий и отчетливый по звуковым абрисам Minguet Quartett — ансамбль-резидент фестиваля. А также потрясающие инструменталисты-виртуозы брат и сестра Йорг и Каролин Видманн. «Звездила» вовсю весьма популярная в Зальцбурге певица Мойца Эрдман: ее светлое, пронзительное сопрано с равным успехом подходит для исполнения как современной, так и барочной музыки. На фестивале Эрдман исполняла сложнейшую партию в опусе Петера Ружички и арии из опер Моцарта, Хольцбауера и Сальери.

Если провести сравнительное исследование состава участников зимнего и летнего фестивалей, становится ясно их сродство. Практически одинаковый джентльменский набор солистов и оркестров, разница лишь в масштабах. Судите сами: из пианистов самые желанные гости — Андраш Шифф, Раду Лупу, та же Мицуко Учида. За 10 дней на фестивале трижды выступили Венские филармоники, являющиеся испокон веку оркестром-резидентом летнего фестиваля. Это означает, что венцы «держат поляну» в Зальцбурге и уступать первенство никому не собираются. Хватит и того, что весенний Пасхальный фестиваль со времен Караяна отдан на откуп Берлинским филармоникам.

Из самых драгоценных впечатлений фестиваля — нежное, ласковое, застенчивое звучание рояля под пальцами Раду Лупу в концерте Моцарта и исключительно деликатный аккомпанемент венского оркестра, ведомого Айвоном Фишером. А еще — витальное, брызжущее энергией и радостью жизни исполнение «Магнификата» Баха оркестром «Музыканты Лувра», Эстонским камерным хором (сокращенным до 10 человек) под управлением фантастического музыканта Марка Минковски. С будущего года он возглавит фестиваль на правах интенданта. Минковски буквально взрывал мозг своим бурным исполнением: вот уж действительно «пламенеющее барокко».

Музыка Моцарта, погруженная в актуальный композиторский контекст, от эдакого сравнения лишь свежела и лучилась новыми смыслами. На открытии показали новый опус гранд-дамы contemporary dance Саши Вальц. Gefaltet — абсолютно новый опыт постижения музыки Моцарта как культурного феномена, определившего наше сознание. «Как мы можем работать с Моцартом сегодня?» — вопрошает Вальц. И дает ответ, выводя самое музыку на сцену. Музыка Моцарта, персонифицированная в исполнителях, стала не просто фоном для танца — но главным действующим лицом. Контраст ей составила музыка Марка Андре, композитора-резидента фестиваля: из ямы доносились еле слышные шелестящие звуки, распадающиеся на фонемы. Музыка Андре звучала в последующие дни часто, почти после каждого вечернего концерта. И каждый раз автор объяснял, что его опусы — это «путешествие внутрь себя», Reise nach Innen, а преобразование звучащей материи в бесплотные фонемы — суть метафора воскрешения Иисуса из Назарета. Эта мысль, судя по всему, занимала его целиком, так как он говорил об этом на каждой встрече со слушателями. И кое-какие его опыты и впрямь казались любопытными — особенно те, в которых автор создавал особый пространственно-акустический антифонный континуум с выраженным квадрофоническим эффектом (композиция ni — Nach Innen).

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?