По случаю юбилея зубчатой железной дороги горы Пилатус, корреспондент swissinfo.ch решил проехать по ней и заодно попытаться разузнать все ее секреты. Получилась поездка, овеянная легендами и революционными идеями.
Свое движение к вершине Пилатус поезд начинает на железнодорожной станции деревни Альпнахштад, что на побережье Фирвальдштедсткого озера. Отсюда до Люцерна всего несколько километров. Так начинается отважное путешествие к одной из самых зрелищных и загадочных гор центральной Швейцарии.
В течение многих столетий гора Пилатус считалась местом, где обитают духи, гномы и драконы. Про крайней мере об этом рассказывают легенды, которые до сих пор многие родители в Швейцарии читают детям на ночь, — говорит машинист локомотива Штефан Зигрист. «Но наши драконы — не злые. Существует множество сказаний о том, как они спасали путников в самых отчаянных ситуациях от других сказочных существ с крыльями. Кто знает, может быть, мы встретим одного из них...»
Недоступной считалась гора еще и из-за другого героя — а именно, Понтия Пилата. Легенда гласит, что дух «пятого прокуратора Иудеи, всадника Понтия Пилата», из-за которого Иисус нашел смерть на кресте, укрылся в одном из местных озер. В 1387 году ужас перед этим призраком, который, как считалось, является здесь причиной непогоды, привел к тому, что тогдашнее правительство Люцерна запретило любые восхождения на гору. Запрет был снят лишь несколько веков спустя. По имени Пилата гора, якобы, и получила свое название.
Однако многие специалисты считают, что название горы происходит от глагола «pilleatus», что означает «иметь на голове специальную горную шерстяную шляпу». В переносном смысле понятие «mons pileatus» означает «гору, покрытую шапкой облаков». Другие видят корни этого названия в латинском существительном «pila», что означает «колонна».
Как бы там ни было, в конце 19-го века одному из цюрихских промышленников по имени Эдуард Лохер пришла в голову «сумасшедшая», как многие считали тогда, идея построить железную дорогу прямо наверх, до вершины, сделав ее доступной для массового туризма. Нужно учитывать, что тогда в горах Швейцарии безраздельно господствовала технология канатных дорог. И понятно, что к идее Лохера все отнеслись довольно скептически.
Однако будучи опытным инженером, он разработал систему, которая была на самом деле достаточно простой и основывалась на особом виде железной дороги, между рельсами которой дополнительно прокладывается зубчатая рейка (рельса). Соответственно, подвижной состав таких железных дорог должен быть оборудован дополнительным зубчатым колесом. Данная конструкция оказалась настолько революционной для своего времени, что ее даже показывали на Всемирной выставке в Париже в 1889 году.
«Как правило, такие дополнительные зубчатые колеса укреплены и вращаются, как и обычные колеса, вертикально», — рассказывает нам Вернер Крамер (Werner Kramer) из компании «Железная дорога «Пилатус» («Pilatusbahn»). «Но мы единственные в мире, кто использует систему с горизонтальной компоновкой зубчатых колес, что гарантирует более эффективный привод и более надежное сцепление с зубчатой рейкой. Такая система обеспечивает максимальную стабильность и позволяет преодолевать очень крутые склоны. В нашем случае мы имеем дело с самым большим в мире уклоном для железных дорог, достигающим 48%, то есть каждые сто метров пути означают здесь подъем на очередные 48 метров».
Трассу длиной в 4,6 километра строили около 600 рабочих, среди них было много итальянцев, которые уже работали ранее на строительстве Сен-Готтардской железнодорожной линии. Труд этот был огромен. Но все работы были завершены всего через 400 дней после их начала, а потому первый поезд с пассажирами по железной дороге «Пилатус» прошел уже 4 июня 1889 года.
Это был огромный успех. Несмотря на довольно высокую по тем временам стоимость билета, — 10 франков, а такой была тогда недельная зарплата рабочего, — от желающих подняться на гору на поезде отбоя не было. За первые полгода было зарегистрировано 37 тыс. пассажиров, что в четыре раза больше, чем ожидалось.
Даже сегодня, в этой пасмурный день, поезд, который машинист уверенно ведет к вершине, забит почти до отказа. И если 100 лет назад прокатиться по этой живописной дороге могли себе позволить только зажиточные граждане, то сегодня все иначе. «Сюда приезжают китайцы, японцы, американцы, индусы, европейцы... В общем, туристы со всего мира. Половина наших гостей иностранцы, другая половина швейцарцы», — указывает машинист, прежде чем повернуться и посмотреть, как ведут себя пассажиры.
«Это один из самых опасных отрезков на данном маршруте», — говорит он чуть позже. Поезд только что пересек луга деревни Альпнахштад и теперь пробирается сквозь густой хвойный лес. Еще через 50 метров начинается узкий, высеченный в скале туннель. «Я должен быть уверен, что никто не высовывается из окон», — говорит машинист, делая затем замечание излишне беспечному индийскому туристу. На полпути состав пересекает горное пастбище, которое кажется довольно плоским. «Плоское? Здесь уклон составляет 19%. Это, может, и не так много. Но если вы пойдете пешком, то сразу почувствуете наклон», — с улыбкой рассуждает он.
За смену Штефан Зигрист совершает шесть рейсов, вверх и вниз, вверх и вниз... Не скучно ли ему? «Вовсе нет! Я любуюсь природой, смотрю на животных, удивляюсь капризам погоды. На вершине горы сегодня с утра лежал снег. На обратном пути я увидел, что идет дождь. А теперь светит солнце». Зимой, когда железнодорожная линия закрыта из-за повышенной лавиноопасности, Штефан Зигрист, в прошлом почтовый служащий, работает помощником на лыжных трассах. «То есть я всегда остаюсь так или иначе на моей горе Пилатус».
Оказавшись выше границы леса, мы воочую убеждаемся в том, насколько действительно «безумной» была идея Эдуарда Лохера проложить дорогу до вершины. У нас перед глазами вдруг возникает, как стена, скала серого цвета, которая способна заставить содрогнуться от ужаса даже самого безрассудного альпиниста. Но поезд между тем легко, с каждым поворотом колес, поднимается все выше и выше.
«Большая часть железнодорожной инфраструктуры осталась той же, что и 125 лет назад. Ныне использующийся подвижной состав вполне можно заносить в разряд «олдтаймеров», ведь построены были эти вагоны еще в 1937 году, когда линия была электрифицирована», — подчеркивает Вернер Крамер. «Но проблема в том, что оригинальных предприятий-производителей первых вагонов больше не существует. Поэтому многие запчасти производятся поштучно вручную в нашей мастерской».
Прошло полчаса с тех пор, как мы простились с вокзалом Альпнахштада. До вершины уже рукой подать. Туристы начинают перемещаться в направлении вагона с панорамным видом. «Вот здесь иногда можно увидеть, если повезет, дракона», — произносит Штефан Зигрист и указывает рукой наверх.
И в самом деле, крышу конечной станции украшает это мифологическое существо, которое перекочевало туда, как видно, прямо из легенды. Другой дракон украшает логотип «Железной дороги «Пилатус». «А тот, кто заночует в одном из двух отелей на вершине, имеет шанс услышать, как эти драконы перекликаются между собой», — заверяет нас машинист. Но может быть, говорит он с иронией, «это просто кричат серны».