Мамочка или хулиган

Может ли канцлер показывать общественности непристойный жест? В Германии идет самая экстравагантная предвыборная кампания за последние годы. Политики, кажется, соревнуются между собой в том, чьи политтехнологи устроят более нелепую выходку.

Пока что, кажется, лидирует кандидат от оппозиционной партии социал-демократов (СДПГ, именно к ней принадлежал Герхард Шредер) Пеер Штайнбрюк. Когда одна из ведущих газет Германии Süddeutsche Zeitung брала у него необычное интервью (на вопросы журналистов политик должен был отвечать выражением лица и позой, которые запечатлевал фотограф), на вопрос «как вы относитесь к тому, что вас называют скандальным кандидатом» Штайнбрюк ударил одной рукой по локтевому сгибу другой, показав международный жест «а у меня вооооот такой», и для верности продемонстрировал еще и средний палец.

Фотография фривольно жестикулирующего политика попала на обложку еженедельного приложения Süddeutsche и вызвала бурную реакцию населения. Впрочем, почти половина читателей, например, журнала Der Spiegel (а их в Германии больше миллиона) посчитали, что эта выходка «по крайней мере, мужественна».

Сергей Сумленный
Сергей Сумленный

Сергей Сумленный - политолог, глава представительства немецкого фонда Генриха Бёлля в Украине. Работал в московском бюро крупнейшей немецкой телерадиокомпании ARD, во франкфуртской редакции газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung, отвечал за консультирование по вопросам российских санкций в немецкой консалтинговой компании SCHNEIDER GROUP. Защитил диссертацию по истории взаимоотношений власти и СМИ в послевоенной Германии (ИНИОН РАН). Автор книг «Немецкая система» и «Немецкий формат».

За неделю до назначенных на 22-е сентября выборов парламента – бундестага – немцы лихорадочно решают, кто же из политиков вызывает у них меньшую антипатию. Разумеется, предвыборная кампания ведется в традиционном немецком стиле: максимум упора на внутренние и социальные вопросы, и минимум – международной политики (столь популярной, например, в России).

Простой пример: в ходе полуторачасовой телевизионной дуэли между канцлером Меркель и ее оппонентом Штайнбрюком уже на десятой минуте политики переключились на ожесточенное обсуждение острейшего вопроса – надо ли вводить в Германию плату за пользование автобанами – и спорили об этом несколько минут.

Для сравнения – Россия была упомянута каждым из политиков лишь однажды мельком, в ходе обсуждения Сирии, в ходе последней трети дискуссии. Куда больше, чем темы России, США, Китая или Ближнего Востока немцев волнуют вопросы о том, кто будет платить за места в детском саду, а сколько поднимется ставка взносов за медицинскую страховку, и как с точки зрения налогов будут рассматривать взносы за страховку на случай необходимости привлечения сиделки.

Такие дебаты могут показаться иностранцу до ужаса скучными – но все-таки немцы не были бы немцами, если бы не вносили в них нотку веселого абсурда. Простой пример: вот уже две недели над центром Берлина парит огромный плакат-растяжка с политической рекламой канцлера Меркель. Реклама состоит из одного-единственного графического элемента: рук канцлера, сложенных в ее знаменитую «перевернутую пирамидку». «Будущее Германии в надежных руках», - гласит надпись на плакате.

Собственно, руки Меркель, сложенные в фирменный жест, уже много лет служили поводом для многочисленных насмешек. «Будьте осторожны с суперклеем!» - говорил популярный в фейсбуке коллаж из трех десятков фотографий Меркель с одинаковым жестом из «склеенных» пальцев. Когда месяц назад Меркель посещала школьников берлинской школы, несколько учеников подскочили к ней и успели сфотографироваться, держа руки тем же способом – просто для смеха.

Да и одна моя хорошая знакомая, еще в 2005 году, после назначения Меркель на пост канцлера, встречаясь с ней, сфотографировалась с тем же жестом. То, что консерваторы решились использовать объект насмешек со стороны оппонентов в качестве фирменного знака, многое говорит об отваге и нестандартном мышлении штаба Меркель.

«Мамочка», как уважительно называют Ангелу Меркель ее соратники по партии, оказалась готова на нестандартные шаги. Впрочем, многие немцы именно этого шага не оценили – и стали ретушировать фотографии рекламного плаката, пририсовывая к нему то Джокера из «Бэтмена», то Мао Цзедуна, а то и других героев. 

Вообще, с рекламой у консерваторов как-то не заладилось. Кандидат от партии Меркель в берлинском районе Штеглиц-Целендорф, действующий депутат бундестага Карл-Георг Велльманн красуется на развешанных плакатах с правой рукой, сложенной так, что зрителю отчетливо демонстрируется средний палец.

Нет, это не то, что вы подумали – немецкие политики не помешаны на демонстрации среднего пальца, и нет, это не ответ на акцию социал-демократа Штайнбрюка.

По заявлению штаба Велльманна, в первоначальной редакции фотографии политик что-то делал с айподом, но потом айпод заретушировали, а палец – забыли. Пояснить, почему тыкать в айпод надо было именно средним пальцем, в штабе не смогли, как и то, почему нельзя было перепечатать провальный тираж.

С плакатами оппозиционной партии «Зеленых», претендующих при хорошем раскладе на совместное правление с консерваторами Меркель, злую шутку сыграла партийная любовь к экологии. «Зеленые» заказали уличные плакаты в компании бывшего менеджера избирательного штаба партийного лидера Ренаты Кюнаст (сам менеджер в свое время потерял место в штабе Кюнаст после того, как попался пьяным за рулем).

Согласно партийным представлениям о правильной кампании, плакаты были изготовлены из особо экологичного картона, без применения формальдегидов. Все было бы ничего, если бы не сильные дожди. Экологически безупречные плакаты оказались нестойкими к непогоде, размокли и покоробились. Фирма-производитель, впрочем, заявила, что непогода была просто из ряда вон выходящей, и за такие ливни они ответственности не несут.

Но хуже всего, конечно, получилось у партии немецких либералов, Свободной демократической партии. Сейчас они состоят в правящей коалиции с Ангелой Меркель и выставляют вице-канцлера (он же – министр экономики), министра иностранных дел, министра юстиции и еще ряд ключевых членов кабинета.

Однако последние четыре года правления и полный провал либеральной программы (либералы обещали налоговую реформу, стремительный экономический рост и прочие свободы, а реализовали только снижение НДС для гостиниц, чем немедленно воспользовались операторы борделей, выставив либералов на посмешище) привели к тому, что партия, набравшая четыре года назад 14% голосов, сегодня может не пройти пятипроцентный барьер и вообще не попасть в парламент.

Так вот, чтобы хоть как-то мотивировать избирателей прийти на выборы и отдать голос за либералов, лидер СвДП и бывший министр экономики Райнер Брюдерле снялся в ролике, где он попытался рассказать немцам, почему все-таки стоит голосовать за его партию, несущуюся к земле с оглушительным воем самолета, вошедшего в последнее пике.

Да, надо понимать, что Брюдерле – это экс-министр, ушедший в отставку после того, как в СМИ попала запись его встречи с крупными бизнесменами, где Брюдерле без обиняков заявил, что-де избиратели хотят выхода из ядерной энергетики, и поэтому правительству приходится для виду с этим соглашаться, но мы-то с вами все понимаем… Скандал тогда был изрядный.

Затем еще был один скандал – когда пожилой политик стал отвешивать в баре гостиницы комплименты груди молодой журналистки, призывая ее надеть платье с декольте.

Так вот, Брюдерле снялся в очередном ролике, который и сам по себе тянул на небольшой скандал. В ролике пожилой политик в дорогом костюме сидел в ресторане и завтракал. Намазывая бутерброд маслом, он приговаривал, глядя то на хлеб, то в камеру: «Плотники, мастеровые – те, кто тяжело работает – у них нельзя забирать масло с их хлеба!»

Смотрелось это в исполнении политика партии, ассоциирующейся с партией самых богатых немцев, прямо скажу, не очень. Создавалось даже обратное впечатление: будто Брюдерле намазывает себе на хлеб масло, которое отобрал у рабочих.

«Красно-зеленая коалиция – это вам не пенку снимать!» - продолжал завтракать Брюдерле, немедленно иллюстрируя свои слова. Вслед за этим ролик прерывался на демонстрацию радостной немецкой семьи (видимо, выбравшей СвДП), катящейся на велосипедах по зеленому парку. Вот тут-то либералам и была подложена большая свинья.

Дотошные журналисты раскопали, что видеокартинку с семьей на велосипедах уже использовали раньше в своем ролике немецкие неонацисты из партии НДПГ. А вообще это видео было снято для рекламы творога финского производителя Rahkis еще несколько лет назад.

Неудивительно, что при таком количестве скандалов и скандальчиков немцы с нетерпением ждут дня выборов – чтобы наконец-то политики смогли передохнуть от избирательной кампании и вернуться к обычной скучной работе. Она у них лучше получается, чем предвыборный креатив. 

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?