Meissen: первый фарфор в Европе

История старейшего европейского фарфорового дома.

В XVII веке вся Европа помешалась на китайских товарах. В те времена репутация у Китая была другая: вещи, сделанные в этой стране, стоили очень дорого и встречались редко. Настолько редко, что им даже приписывали магические свойства. Считалось, например, что китайский фарфор разбивается при контакте с ядом.

За него расплачивались только золотом или серебром. Известен случай, когда Людовик XIV, «король-солнце», переплавил всё серебро в Версале, чтобы покрыть счета за экзотические товары.

Copyright MEISSEN

Первое производство «белого золота», как тогда называли фарфор, связывают с именем Иоганна Фридриха Бётгера, алхимика. Правитель Саксонии Август Сильный поручил ему узнать секрет золота, но вместо этого Бётгер случайно сделал фарфор, сходный по свойствам с китайским. Основными компонентами были каолин – фарфоровая глина – и китайский камень, разновидность полевого шпата. Славы и богатства Бётгеру его открытие не принесло. Наоборот, по указу  Августа Сильного его держали как пленника.

Copyright MEISSEN

В 1710 была основана первая в Европе фарфоровая мануфактура – в немецком городе Мейсен. Первые изделия в 20-х годах XVIII века стилистически были сильно связаны с Китаем. «Трудности перевода» случались часто: знаменитый «луковый узор» мейсенского фарфора – на самом деле экзотические дыни и персики. Большинство европейцев никогда не видели Азию, поэтому вполне верили в этот причудливый прекрасный мир, больше похожий на рай, а художники полагались только на фантазию.

Вскоре китайская тематика вышла из моды, и европейские мастера занялись разработкой собственных художественных образов. Версаль – как законодатель трендов – диктовал любовь к рококо. Так фарфор «заселили» томные пастушки и их кавалеры.

В 1730-е годы начался так называемый скульптурный период мейсенского фарфора. Знаменитые фигурки животных, часто выполненные в натуральную величину, и сейчас можно увидеть при входе в музей Meissen. Для создания фарфорового «зверинца» художники Иоганн Готлиб Кирхнер и Иоганн Кенлер работали в охотничьих угодьях курфюрста.

S​o​n​d​e​r​v​e​r​k​a​u​f​

Крупные скульптурные украшения стола, полные изощренных аллегорий, а том числе эротических, служили не только завязкой для кокетливого разговора за ужином, но и демонстрацией роскоши и блистательности власти Саксонского двора.

С середины XVIII века античность и её легенды стали источником вдохновения художников мануфактуры Meissen. Эпоха Просвещения, новые гражданские ценности в – и вот уже в моде простота. Археологические открытия в Помпеях и Геркулануме возродили интерес к греческим и римским мотивам. Изделия из Мейсена продолжали украшать лучшие столы Европы, но уже в виде богинь и муз.

Copyright MEISSEN

К середине XIX века промышленная революция увеличила покупательскую способность нового среднего класса. Теперь мейсенский фарфор стал доступен не только аристократии, но при этом остался статусным товаром, который говорил о достатке и вкусе владельца. Одной из ключевых фигур того времени стал Эрнст Август Лютериц, который руководил отделом дизайном мануфактуры с 1849 по 1886 годы. Это настоящий золотой век мануфактуры. Художники под руководством Лютерица смело экспериментировали и смешивали стили. Так, именно в это время вазы со «змеиными» ручками стали визитной карточкой Meissen и новой классикой фарфорового искусства.

Свободу, которую давала работа с фарфором, оценили художники эпохи модерн. Тогда на фабрике были созданы скульптурные композиции «Дети Хентшеля» Юлиуса Конрада Хентшеля и «Женщина с мячом» Вальтера Шротта.

Copyright MEISSEN

В 1907 году в Дрездене открыли «Шествие князей» – большую фреску, состоящую из 25 тысяч расписанных вручную панно из керамогранита, сделанного в Мейсене. Длина фрески – целых 102 метра.

В 1918-м году название предприятия, Meissen, сменилось на Staatliche Porzellan-Manufaktur Meissen, а его директором стал Макс Адольф Пфайффер, с чьим именем связывают еще один золотой век мануфактуры. Невероятно талантливые художники Макс Эсеер, Эрнст Барлах и Герхард Маркс и Пол Шеурих (которому, кстати, будет посвящена выставка в Музее Мейсенского фарфорового фонда в 2020 году) создавали великолепные фарфоровые статуэтки, украшения и сосуды, вдохновленные великими творениями Кенлера и Кирхнера.

Материалы по теме

Китайские узоры, античность, рококо – все это можно найти и на современных творениях мануфактуры Meissen. Сложная и богатая история фарфорового дома причудливо переплетается с сегодняшними трендами. Идут годы, но фарфор из Мейсена остается вещью на все времена.

Один раз в году мануфактура устраивает день открытых дверей, когда гости могут посетить многочисленные рабочие зоны, чтобы своими глазам посмотреть на то, как создается знаменитый мейсенский фарфор.

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?