В 2012 году арт-мир потрясла настоящая сенсация. Немецкая полиция обнаружила в доме пенсионера Корнелиуса Гурлитта в Мюнхене 1400 картин, среди которых шедевры Марка Шагала, Анри Матисса, Пабло Пикассо, Макса Либермана и многих других знаменитых художников.
Все шедевры были обнаружены в мюнхенской и зальцбургской квартирах Корнелиуса Гурлитта, сына торговца произведениями искусства, который был нанят Гитлером для изъятия картин из музеев и у еврейских коллекционеров. Корнелиус многие годы хранил у себя шедевры, время от времени продавая какую-нибудь из картин, чем, видимо, и привлек внимание налоговой службы.
После того, как коллекционер подал на правоохранительные органы в суд, выяснилось, что далеко не все картины являются крадеными. Судебные тяжбы могли тянуться годами, однако 81-летний Коренлиус Гурлитт скончался в 2014, не оставив прямых наследников. По словам адвокатов, незадолго до рейда полиции Гурлитт перенес операцию на сердце. Действия правоохранительных органов, которые, как постановил суд, выходили за рамки закона и сильно пошатнули здоровье пожилого человека.
Адвокаты уже рассказали, что вся коллекция, как и права на нее, согласно завещанию, переходят иностранному институту по изучению вопросов культуры. Его представитель Штефан Хольцингер подтвердил, что Гурлитт ходил к нотариусу, чтобы заверить документ.
О настоящем происхождении картин почти ничего не известно. Рисунок Адольфа Менцеля — одно из немногих произведений, чью историю отследили. Год назад этот рисунок, проданный под давлением за бесценок его владельцем в 1938 году арт-дилеру Хильдебранду Гурлитту, вернули его законной наследнице.
Сейчас музеи в Бонне и швейцарском Берне надеются найти настоящих наследников шедевров. «Для нас очень важно рассказать человеческие истории, стоящие за этими работами. Многие картины принадлежали евреям, у которых они были экспроприированы нацистами», — приводит слова директор Бундескунстхалле Рейна Вольса газета The Art Newspaper.
Параллельно с боннским показом в Берне открылась выставка «Гурлитт. Дегенеративное искусство. Конфисковано и продано». Выставки в Бонне и Берне — разные по концепции. Первая — о принудительном изъятии искусства у частных владельцев, вторая — о кампании гитлеровцев против «дегенеративного искусства», изъятого из музеев.
Когда в 2014 году Гурлитт скончался, неожиданным бенефициаром его завещания стал Художественный музей в Берне, оказавшийся перед дилеммой, что делать дальше с коллекцией.
Выставка содержит около 250 произведений: 60 картин, 5 скульптур и графику, среди которых произведения Макса Бекмана, Эдгара Дега, Альбрехта Дюрера, Аристида Майоля, Огюста Ренуара, Огюста Родена и многих других.
Представлены и два фотоальбома с произведениями, предназначавшимися для музея в Линце. «Мы не могли ждать еще пять лет, пока ситуация прояснится. Чем дольше мы ждем, тем труднее будет выяснить происхождение этих вещей», — говорит Рейн Вольс.