Человек недели: Ингвар Кампрад

Человеком этой недели журнал EUROMAG признал шведского основателя мебельной компании IKEA. На днях он объявил, что постепенно отходит от дел и передает бразды правления своим трем сыновьям. Все СМИ наперебой обсуждают, что же теперь будет с империей, которая насчитывает более чем полувековую историю, и чем именно будет заниматься эксцентричный миллиардер, предпочитающий общественный транспорт и трехзвездочные отели.

На этой неделе газеты всего мира разразились материалами о том, что Ингвар Кампрад, основатель огромной мебельной империи IKEA, отходит от управления компании и разделяет ее между своими тремя сыновьями – Питером, Юнасом и Матиасом. Вскоре появилось опровержение этой  информации. «Кампрад постепенно отходит от дел, но официально его статус не поменялся он продолжает оставаться советником, а в оперативном управлении не участвует давно», сообщил «Ведомостям» источник в российском представительстве IKEA.

Но главное изменение все-таки произошло – три сына Кампрада вошли в совет директоров и теперь оказывают непосредственное влияние на компанию. Старший сын, Петер Кампрад, председатель совета директоров «Икано» (управление финансовыми активами и недвижимостью); средний, Юнас Кампрад, член совета директоров Ingka Holding BV (основной франшизополучатель большинства магазинов IKEA); а младший, Матиас Кампрад, член совета директоров группы Inter IKEA, владеющей правами на торговую марку, концепцию и ассортимент.

Ранее Ингвар не хотел доверять компанию сыновьям. «Втроем руководить концерном нельзя, – объяснял он. Отдав же предпочтение одному, я погублю свое детище междоусобной борьбой сыновей».

«Папа Ингвар», как его любя называют сотрудники, настоящий трудоголик.  Во многом успех IKEA принадлежит именно ему и его неординарной личности. Кампрад прост в общении, любит неожиданно появиться среди сотрудников, переброситься парой фраз. Работники даже, можно сказать, любят его из-за неподдельного интереса ко всему, что происходит в «семье IKEA», начиная от производства и заканчивая ценами в столовой.

«Если вы, работая, не испытываете неисправимого энтузиазма – считайте, что по крайней мере треть вашей жизни пошла насмарку», говорит предприниматель.

Его несколько раз признавали самым богатым европейцем, а по размеру активов фонд Кампрада превосходит фонд основателя Microsoft Билла Гейтса. По данным агентства Bloomberg, его состояние оценивается в 40 млрд долларов. Бренд IKEA сегодня является гордостью и символом Швеции. 

Ингвар Кампрад родился 30 марта 1926 года в шведском городке Пьяттерюд. О его родителях мало что пишут, а вот бабушка Кампрада более известна: говорят, что именно от нее он научился основам предпринимательства и унаследовал железную волю.

Еще со школы Ингвар проявил интерес к торговле: он оптом покупал карандаши и спички, а потом втридорога продавал их своим одноклассникам. Впоследствии он занимался продажей рыбы, рождественских украшений, семян и шариковых ручек. Как ни странно, Ингвару тяжело давалась учеба, поговаривают, что преподаватели долго не могли научить его читать. Но, все-таки, в 1945 году он получил диплом высшей коммерческой школы в Гетеборге.

Уже в 15 лет он открыл свое первое предприятие – фирму, торговавшую канцелярскими товарами по каталогу. А еще через два года появилась IKEA. Название фирмы сложилось из инициалов Ингвара (IK), названия семейной фермы Elmtaryd (E) и ближайшей деревни, Agunnaryd (A).

Сначала компания не имела отношения к мебели, а также занималась продажей канцелярии с доставкой. Развозил заказы местный молочник, с которым договорился Кампрад.

Известна история, когда Ингвар с целью заманить людей на презентацию своей компании пообещал всем, кто придет, кофе и булочку. В день презентации юный предприниматель чуть не разорился на этих самых кофе с булочкой, но, тем не менее, никто не ушел обделенным.

Мебель пришла в бизнес Ингвара в 50-х годах. Он купил старенький завод в Швеции и начал выпускать дешевую мебель, чем в итоге заслужил бойкот шведской национальной ассоциации продавцов мебели. Это вынудило бизнесмена переместить производство в Польшу.

Первый магазин IKEA Кампрад открыл в 1953 году в шведском городе Эльмхульте. Через пять лет после открытия первого большого универмага один за другим стали открываться магазины в Осло (1963), Стокгольме (1965), Копенгагене (1969) и других городах мира. Сегодня у Кампрада больше 150 магазинов по всему миру, а мебельный каталог включает в себя больше 10 000 наименований.

Прелесть нового формата мебели была в ее простоте, удобстве и небольшой цене. Чтобы удешевить доставку Кампрад придумал формат «разборной мебели» и плоские упаковки. Он заметил, что людям нравится самим собирать мебель, особенно если есть подробная инструкция.

После своей поездки в Америку Ингвар решил изменить весь процесс продажи мебели: так появляется магазин-склад, где люди сами выбирают нужные вещи, кладут их в тележку и везут на кассу.

Личная жизнь Ингвара напротив складывалась не так успешно. С первой женой Керстин Уодлинг он расстался, не прожив с ней и трех лет.

«Мы поженились очень рано. Моя жена работала секретарем на шведском радио. Мы провели вместе несколько счастливых лет, и Керстин очень помогала мне в первые годы. Но ей не слишком нравилось то, что все силы я отдавал работе и фирме. Ей хотелось другой жизни».

В 1963 году он женился на учительнице Маргарете Стеннерт, которую встретил во время путешествия в Италию. А уже через год у них родился первый сын Питер.

О скупости шведского предпринимателя ходят легенды. Он ездит на стареньком Volvo, предпочитает эконом-класс в самолетах и второй класс в поездах. В командировках он живет в трехзвездочных отелях, не пользуется такси, а передвигается исключительно на общественном транспорте, объясняя это тем, что так «можно узнать вкусы народа». Как-то охрана отказалась впустить Кампрада на церемонию награждения бизнесменов года, потому что увидела, как он выходил из обычного рейсового автобуса.

Лучшим отдыхом он считает путешествие по Швеции на велосипеде, а практически вся мебель у него дома – из собственного магазина IKEA.

«Ну и что с того? Если я начну покупать предметы роскоши, это только подтолкнет остальных следовать делать то же самое. Я думаю о деньгах, которые собираюсь потратить на себя, и спрашиваю, могут ли клиенты IKEA позволить себе такие расходы», объясняет свою позицию Ингвар. «Деньги портят человека. Они должны использоваться как ресурсы для инвестиций, а не как средство удовлетворения прихотей».

Бережливость и экономность он постарался привить и своим сыновьям. Младший сын Матиас рассказывал, что когда он работал в усадьбе родителей, отец платил ему меньше, чем наемным рабочим. А после учебы Матиас на общих условиях устроился на работу в один из магазинов IKEA. «Моя первоначальная зарплата была настолько маленькой, что иногда нам с женой приходилось бедствовать, выручали только дешевые обеды в кафе IKEA», говорит Матиас.

Есть и несколько темных пятен в биографии Кампрада. В 1994 году стало известно, что в молодости он симпатизировал нацистам и с 1942 года был участником пронацистской группы «Новошведское движение». После публикации этой информации Ингвар официально принес свои извинения и раскаялся в своем прошлом, а также написал письма с извинениями всем сотрудникам IKEA еврейской национальности. Все же в 2010 году в одном из интервью он заявил, что «Пер Энгдаль (активист нацистского движения) был великим человеком, и я буду придерживаться этого мнения до тех пор, пока я жив».

Также не секрет, что у Ингвара проблемы с алкоголем и он лечится чуть ли не трижды в год. Все это, однако, не мешает ему управлять мебельной империей.

Были и скандалы, непосредственно связанные с бизнесом. В 80-х годах мир облетела новость, что в продукции фирмы IKEA присутствует ядовитое вещество формальдегид. Еще одним скандалом был фильм об использование детского труда на заводах IKEA в странах третьего мира. Также время от времени всплывает информация о плохом качестве мебели и других предметов быта, как, например, история с опасными стаканами в Британии или светильниками (о чем уже писалEUROMAG).

Сейчас Ингвар живет с семьей в швейцарской Лозанне, но часто приезжает в Швецию, а также «инспектирует» многие универмаги по всему миру.

«Меня часто спрашивают, мог ли я в молодости предвидеть успехи, которых достигла IKEA. Конечно, нет, хотя мои юношеские мечты были и смелыми, и масштабными. Мне было суждено посвятить жизнь доказательству того, что хорошая и функциональная вещь не обязательно должна быть дорогостоящей. Это справедливо и сегодня. Нам предстоит пройти еще очень долгий путь, или, как я уже много раз писал и говорил в заключение сотен речей: «Мы все еще в начале пути. Великолепное будущее

Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!

Читайте также
Share
0
Комментарии (0)
Где это?
Что попробовать на улицах Стамбула?