Сицилийские поезда признаны самыми опаздывающими не только в Италии, но и в Европе, и их рекорд никто не сможет побить, так как опаздывает 100% составов. С таким заявлением выступили представители итальянской организации по защите прав потребителей Altroconsumo.
Согласно исследованию, самые непунктуальные поезда Италии отправляются с вокзала Палермо. Среднее время ожидания этих составов составляет 29 минут, пишет Palermo Virgilio. Хуже всего обстоят дела на линии Турин – Палермо, где пассажир будет ждать своего поезда около 40 минут, а также на линиях Палермо – Мессина и Палермо – Агридженто.
На втором месте оказался вокзал Рима Термини, где опаздывает 71% поездов. На третьем – южный город Бари, где среднее время ожидания составляет 23 минуты. На четвертом и пятом местах расположились вокзалы Реджо-ди-Калабрии и Неаполя.
Итальянская железнодорожная компания Trenitalia признала, что «есть некоторые недоработки», и пообещала проверить данные, предоставленные Altroconsumo.
Кстати, в Италии есть такое выражение: «Точен, как швейцарский поезд». Актуальность этой фразы подтверждает швейцарская статистика – 87% пассажиров по итогам прошлого года добирались до пункта назначения точно по расписанию (то есть опоздание составляло не более трех минут). Тем не менее «Швейцарские железные дороги» (SBB) показали себя в 2010 году чуть хуже – в 2009 году пунктуальность составов SBB составляла 88,2%, пишет немецкий портал newstix.de.
В целом швейцарцы очень довольны своими поездами, но стали чаще жаловаться на самочувствие в поездах. Это объясняется прежде всего сильной загруженностью вагонов в часы пик, когда пассажирам не хватает свободных сидячих мест.
Нет особых претензий к своим поездам и у соседей-австрийцев, тем более что в прошлом году в Австрии поезда стали ходить более точно, и если так пойдет и дальше, то страна обгонит по пунктуальности Швейцарию. Как пишет Der Standard, 94,2% составов прибыли в пункт назначения с опозданием меньше чем на пять минут или точно по расписанию. В 2009 году эта цифра составляла 90,5%. «Через два, самое позднее через три года мы будем лучшими в своей области», – с уверенностью заявил член правления Австрийской железной дороги (ÖBB) Франц Зайзер. Кстати, с начала 2011 года поезда в стране показывают фантастические показатели по пунктуальности – 97,6%.
Самой пунктуальной в Австрии признана городская электричка в Вене – ее точность в 2010 году составила 97,6% (в 2009-м – 91,3%). Также хорошо оценивается местное сообщение – 95,2% поездов приходили вовремя. Хуже выглядит ситуация при дальнем сообщении – только 75,7% поездов были пунктуальными. Впрочем, отмечает Зайзер, «это уже на совести коллег из Германии и Венгрии».
В Германии и правда пунктуальность, которая считается, пожалуй, самой известной чертой немцев, на железной дороге все хуже и хуже. Благодаря наступлению ранней и снежной зимы, погодным коллапсам и многочисленным забастовкам железнодорожников поезда часто отклонялись от расписания по всей стране.
Самыми довольными работой железной дороги Германии в прошлом году остались пассажиры Рейнско-Рурского транспортного союза (Verkehrsverbund Rhein-Ruhr – VRR). Высокий уровень пунктуальности и спад аварий связан тем, что в конце 2009 года была введена новая концепция городских электричек (S-Bahn), а также начато использование новых поездов типа ET 422 – они позволяют сокращать опоздания на участке благодаря усиленной моторизации машин, пишет RP-online.
А вот в соседней Голландии министр транспорта Мелани Шульц ван Хаген в марте оштрафовала государственную железнодорожную компанию на рекордную сумму за низкое качество предоставления услуг. Как пишет dutchnews.nl, штраф в 2 млн евро был наложен за то, что железнодорожники «не справились с поставленными задачами по качеству услуг, такими как пунктуальность».
Впрочем, простых жителей Нидерландов сейчас больше волнует не точность поездов, а наличие в них удобств – граждане завалили Минтранс просьбами оборудовать электрички туалетами. Но у правительства на это не оказалось денег. «На пригородных поездах, останавливающихся на всех станциях и находящихся в пути недолго, установка туалетов неоправданна и обойдется в 90 млн евро», – заявила глава Минтранса.
Кстати, в прошлом году парламент страны одобрил закон, по которому во всех поездах должны быть туалеты, в том числе и в пригородных. В связи с этим голландская газета NRC вспоминает случай, когда машинист скоростного поезда в поисках туалета перешел по платформе в другой поезд, оборудованный удобством. Однако в тот момент, когда машинист был в вагоне, состав тронулся.
Еще более комичная ситуация случилась 22 марта в Великобритании – машинист поезда, отправлявшегося с лондонского вокзала Виктория в Брайтон, честно признался пассажирам, что поезд не отправляется потому, что он не знает, куда ехать. Оказалось, что этот машинист отвечает за другой маршрут, а машинист, который должен был сменить его, просто-напросто опоздал. Как пишет британская газета The Argus, пассажиры с пониманием отнеслись к ситуации и подсказали машинисту, что надо ехать прямо.
В целом британские поезда пунктуальны, но бывают сбои в расписании, которые местные власти объясняют вандализмом или кражей проводов. А честность британских машинистов порой поражает самих англичан. Январским утром машинист объявил пассажирам, что не может вести поезд Гастингс – Лондон, так как у него мокрое сиденье. В итоге состав задержался на полчаса.
Пассажиры сейчас больше возмущаются строительством скоростных железных дорог, из-за которых проезд стал дороже, путь дольше, а расписание изменилось. Впрочем, некоторые, наоборот, жалуются, что британские поезда слишком медлительны. Например, пассажир поезда Кембридж – Лондон в ответ на предложение кондуктора заплатить штраф за то, что он едет по детскому билету, ответил, что «когда поезд отъезжал, он был еще ребенком».